18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мобили» и «стабили» Александра Калдера как были, так и остаются хитами

Выставка одного из самых узнаваемых художников прошлого века в музее LACMA в Лос-Анджелесе.

Знаменитые парящие « мобили» американского классика, а также макеты и неподвижные «стабили» до калифорнийской столицы, а точнее до Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), доехали впервые за 40 лет. Причем в музейном формате это и вовсе здесь первая ретроспектива. Какой же он скульптор?! Вместо бронзы и позолоты — какие-то проволоки и прочие несерьезные материалы, все как на шарнирах, тогда как настоящая скульптура призвана навсегда величественно замереть. Примерно так размышлял Жан-Поль Сартр о своем друге Александре Калдере и его «мобилях» в 1946 году. Хотя к середине прошлого века скульптор уже был на пике славы: его признали и в узком кругу авангардистов, и массы — его «мобили» в 1950-х годах «летали» в каждом уважаемом доме как в США, так и в Европе. Да и сегодня Париж переживает новую моду на Калдера. Его разноцветные геометрические фигурки нет-нет да и выглядывают из окон квартир на левом берегу Сены, а на последней FIAC галеристы словно сговорились: скульптуры Калдера были чуть ли не на каждом стенде, и даже за его настольную неподвижную «кошечку» крошечного размера просили несколько миллионов евро. А начиналось все с цирка. В бурлящем художественными идеями Париже 1920-х годов искусный выдумщик Калдер создавал на маленькой арене свой мир акробатов и зверей, которым он руководил с ловкостью опытного кукловода. Посмотреть на причудливые представления в его мастерскую на Монмартре заглядывали Василий Кандинский, Марсель Дюшан, Пит Мондриан. Последний и открыл для Калдера «абстрактное» искусство. «Это был шок, — вспоминал затем скульптор свою встречу с одним из основоположников абстракционизма. — Конечно, я слышал этот современный термин и раньше, но не знал, что он точно означает. И вот теперь, в 32 года, я наконецто понял, что хочу работать в этом стиле и с абстракцией». Тогда художник и придумал гениальный в своей простоте ход: почему бы не оживить абстрактные квадраты с полотен Мондриана, а вместе с ними лепестки и полумесяцы Жоана Миро? В парижский период с Миро они были настолько близки, что сами шутили, мол, археологи не разберут, что у Калдера от Миро, а у Миро от Калдера.

И пока футуристы, конструктивисты и прочие умники ломали головы, как бы с помощью сложных механизмов привести в действие традиционную скульптуру, Калдер создал самый простой «мобиль»: ветер подул — и его пластинки зашевелились. Собранные вместе в залах LACMA, эти неуемные изящные фигурки на тонких стержнях-ножках, подвешенные к потолку или на подставках, вновь разыгрывают уникальный спектакль. В нем можно угадать движение планет или разглядеть ужасы Второй мировой войны. Наблюдая за ним, можно погрузиться в размышления о времени, но больше всего «мобили» напоминают оживший детский рисунок, где все как положено: желтое солнце, черная луна, зеленое дерево. С 1950-х художник начинает создавать настоящие большие скульптуры для городских пространств, получившие название «стабили». Одна из них — Привет, девушки — была сделана по заказу LACMA к открытию музея в 1965 году. Вроде бы все те же цвета и формы, что и раньше, только структуры «заматерели», прибавили в весе, обросли мускулами и замерли. Александр Калдер будет заниматься своими «стабилями» до самой смерти, но все же неофициальное звание «иконы» XX века он получит не за них, а за «мобили». В его случае нестабильность оказалась стабильнее. — Мария Сидельникова
Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA )
Калдер и абстракция

Лос-Анджелес
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+