18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Нулевой меридиан Захи Хадид

№52
Материал из газеты

Архитектурный взгляд на украшения. Органическая реконструкция одного из главныхбестселлеров Bvlgari — кольца B.zero1

Справка

Воплощение

Маха Кутай, директор бюро Zaha Hadid Architects.

Дизайнеры Bvlgari во многом вдохновляются архитектурой Колизея. Что ваша студия добавила к этой идее?

Мы ничего не добавляли. Я думаю, мы придали постройке больше света. При взгляде на монументальное сооружение вы чувствуете исходящее от него свечение.

Несколько лет назад Заха Хадид уже сотрудничала с Bvlgari в создании инсталляций. Чьей идеей стало продолжение совместного творчества?

Идея проекта зародилась на встрече Захи и Жан-Кри­стофа Бабена, главы Группы Bvlgari, в Серпенти-лаундже (Заха создала специальную инсталляцию для Bvlgari в виде гигантской змеи). Они просто сидели и наслаждались атмосферой. И взглянув друг на друга, вместе они решили дать проекту дальнейшее развитие.

Была ли Заха лично вовлечена в проект?

Да, она участвовала в создании дизайна, утверждала окончательную версию. Но финальное изделие из золота ей уже не довелось увидеть.

Можно ли сравнить процесс изготовления украшений и возведения архитектурных объектов или это совершенно разные вещи?

Я считаю, что они очень похожи. Речь даже не о том, что в итоге получается, а о творческом процессе: о зарождении идеи, создании концепции здания или украшения. Главное — найти интересную идею, основанную на глубоком исследовании, специфике бренда и клиента. То есть в том, что касается генерации идей, рабочий процесс в обеих областях похож. А вот реализация заметно отличается.

У вас есть специальный департамент, занятый дизайном украшений?

Да, есть. И не только украшений. У нас трудится много талантливых мастеров из разных областей, в том числе из модной индустрии. Многие из наших дизайнеров — профессиональные архитекторы, не специализирующиеся на ювелирном дизайне.

Идея

Сюзанна Трокме Вербург, сподвижница Захи Хадид, эксперт по современному искусству.

Заха — какая она была?

Неутомимая. Скорее, интроверт. И всегда в борьбе. Она видела мир иначе. В ее родной арабской культуре нет понятия «архитектура» — есть «пространство», понимание времени тоже совсем другое.

Почему Bvlgari?

Взаимное притяжение наметилось давно. Дом Bvlgari дерзок, по-римски экстравагантен, безошибочен в пропорциях и, конечно, очень архитектурен. Кольцо B.zero1, прообразом которого стал Колизей, в свое время перевернуло классические ювелирные коды.

Смотрите, как в этой новой версии переплетаются геометричность Bvlgari и экспрессивная текучесть, характерная для почерка Захи Хадид. Такие разные новаторы-бунтари дружно посмотрели в одном направлении. Сохранив фирменный мотив пружины Bvlgari и двойной логотип, Заха деконструировала центральный элемент. Кольцо словно парит вокруг пальца наперекор законам физики.

Вы спрашиваете, какая она была... Заха всегда оставалась собой. А еще очень любила жизнь, моду, особенно аксессуары.

Еще…

В ХХ веке кольцо перешло из разряда мелкой пластики ювелирных украшений в совершенно другую категорию: у колец появился заметный объем, расширился спектр материалов, и по степени экспрессии они вышли далеко за пределы «сопровождающего украшения», превратившись в полноценного героя первого плана. Вполне логичным было ожидать, что к началу ХХI века за них всерьез примутся архитекторы.

В конце прошлого года на ярмарке Art Basel в Майами итальянская ювелирная компания Bvlgari представила публике один из последних проектов архитектора Захи Хадид — новую версию знаменитого бестселлера Bvlgari, кольца B.zero1.
Семнадцать лет назад ювелиры Bvlgari отметили приход нового тысячелетия, вспомнив древний Колизей и использовав его силуэт в дизайне нового кольца  B.zero1. Оно почти мгновенно стало культовым, фактически символом ювелирного дома и одним из самых узнаваемых его творений. В нем есть архитектура, выразительный геометрический дизайн и в то же время четкая лаконичность. За прошедшее с тех пор время B.zero1 пережило не меньше 15 переизданий: каждый год оно трансформируется и видоизменяется.

В последние годы жизни Хадид много работала с Bvlgari, и венцом сотрудничества двух больших брендов стало довольно затейливое, но все же лаконичное обновленное кольцо B.zero1. В версии Захи Хадид знаменитое украшение приобрело характерные для ее творчества черты инопланетной архитектуры: колонны и арки Колизея, зашифрованные в центральной части кольца, превратились скорее в их метафору. Заха Хадид освободила ювелирную геометрию от условностей привычной глазу перспективы, создав экспрессивную и мягкую форму. Центральная часть кольца стала сквозной: ювелиры до предела растянули по ободку фирменные «соты» из золота.

Сотрудничество Bvlgari и Захи Хадид легко объяснимо. Римскую ювелирную компанию и архитектора-космополита объединило стремление устанавливать собственные правила игры в области, где, казалось бы, все новое — это хорошо забытое старое, а каноны красоты определены раз и навсегда. Обоим пришлось придумать новую эстетику, совершив революцию. Парадоксальные дизайн-проекты Хадид вызывали шумные дискуссии целых 40 лет, и лишь с 1999 года, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, Заха Хадид сделалась звездой, настоящим пророком новой архитектуры.

Bvlgari шла к своему успеху и международному признанию не менее тернистым путем. В 1950-е в дизайне украшений главенствовали бриллианты, а мастера Bvlgari начали создавать изделия, сочетающие полудрагоценные камни с драгоценными, изобретая сложные цветовые комбинации. В 1970-х Bvlgari начинает эксперимент со сталью в ювелирном дизайне. Квинтэссенцией страсти к инновациям Bvlgari стала техника tubogas, когда изделие создается из цельной гибкой трубки с гладкими полированными краями без элементов пайки. Этот ювелирный концепт лег в основу созданного в 1999 году кольца B.zero1, которое стало воплощением синтеза чистых линий, пропорций и необычных материалов, полностью изменив подход к украшениям на каждый день, превратив их из малозаметных аксессуаров в стилеобразующий элемент одежды.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+