Параджанов в галерее на Солянке, прибалтийские фотографии в Центре братьев Люмьер, актуальное искусство на потолках в Музее Москвы и знаменитые российские коллекционеры в Гараже – все самые лучшие выставки этой недели.
Выставка «Цвета граната» в Государственной галерее на Солянке приурочена к 90-летию классика отечественного кино и выходу фильма «Параджанов». Пространство галереи полностью преобразилось, став одной мегаинсталляцией из знаменитых параджановских коллажей, рисунков, эскизов к фильмам, киноафиш, плакатов, антиквариата. Большая часть экспонатов — из дома-музея режиссера в Ереване и частных коллекций. В экспозицию включены фотографии Юрия Мечитова — ученика и фотохроникера Параджанова, автора теперь всемирно известных портретов мастера. Посетители увидят и фильмы режиссера: «Tени забытых предков», «Цвет граната», «Ашик-Кериб» и другие.
Выставка «Прибалтийская фотография ХХ века», где представлено более 200 работ ведущих мастеров стран Балтии, охватывает период с середины 1960-х до начала 1990-х годов, когда распался СССР. Хрущевская оттепель с ее, пусть и недолгим, послаблением в области цензуры оживила культурную жизнь страны, одним из проявлений чего стала открывшаяся в 1969 году в Центральном доме журналиста в Москве выставка девяти литовских фотографов. В Центре фотографии им. братьев Люмьер представлены участники той легендарной экспозиции: Антанас Суткус, Александрас Мацияускас, Римантас Дихавичюс и Виталий Бутырин, а также патриарх латышской фотографии Гунар Бинде и еще один латыш, Янис Глейдз. Эстонская сторона представлена Калью Сууром, Пеэтером Тоомингом, Андреем Добровольским и Рейном Мараном. Подробнее о выставке можно почитать здесь.
Идея выставки «Наверху» у куратора Евгении Кикодзе возникла неслучайно: достаточно много произведений современного искусства монтируются на потолке, и на них нужно смотреть снизу вверх. Поэтому 30 художникам было предложено поразмышлять на тему о «высоком», причем, помимо самого монтажа на потолке, тема должна была быть о чем-то высокодуховном. Большинство видеоинсталляций на выставке в Музее Москвы проецируется на потолок, организаторы подготовили спортивные маты. Но, по задумке, зрители все же должны не столько лежать, сколько ходить задрав голову. В очередной раз отличилась арт-группа «ЕлиКука»: их работу можно считывать, прыгая на батуте и рассматривая ее фрагментарно, насколько хватит сил задержаться в прыжке.
Сегодня в «Гараже» открывается выставка «Личный выбор». Для участия в ней приглашены ведущие российские собиратели современного искусства: Дмитрий Аксенов, Константин Григоришин, Леонид Добровский, Александр Жуков, Дарья Жукова и Роман Абрамович, Алексей Кузьмичев, Игорь Маркин, Маргарита Пушкина, Владимир и Екатерина Семенихины, Ольга Слуцкер, Леонид Фридлянд, Игорь Цуканов и другие. У всех них разные интересы, предпочтения и мотивы коллекционирования. Кураторы проекта (Юлия Аксенова, Антон Белов и Кейт Фаул) тщательно продумали концепцию выставки, но принципиально не участвуют в отборе работ. Ответственная функция выбора полностью переложена на самого коллекционера-участника, который не только решает, какое произведение он хочет показать публике, но и сопровождает его обоснованием своего выбора и рассказом об истории приобретения. Понятно, что при таком личностном подходе рядом окажутся очень разные по технике, жанрам, стилям и тем более размерам произведения, что неизбежно поднимет вопрос об организации единого экспозиционного пространства. Кураторы и здесь нашли выход, решив предоставить каждому коллекционеру дизайнерски акцентированную отдельную площадку, которую видно с разных точек общего выставочного зала.