18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Безмолвный свидетель

№52
Материал из газеты

Испанский скульптор Жауме Пленса в рамках художественной коллаборации с домом Ruinart создал скульптуру — посвящение Тьерри Рюинару

Традиция приглашать к сотрудничеству деятелей искусства у дома Ruinart возникла больше 100 лет назад. В 1896 году уже успевший заработать имя в художественном сообществе талантливый чешский художник Альфонс Муха создал рекламный плакат, который положил начало истории коллабораций Ruinart с современными художниками. Среди них были и Пит Хейн Эйк, и Джорджиа Рассел, и Мартен Бас, и Юбер Ле Галль, и Эрвин Олаф. В 2017 году список пополнился еще одним именем — испанского скульптора Жауме Пленсы. Его работа посвящена Тьерри Рюинару — родному дяде Николя Рюинара, основателя дома Ruinart.

Монах-бенедиктинец Тьерри Рюинар принадлежал к старейшему католическому монашескому ордену, чей вклад в историю и развитие мировой культуры сложно переоценить. Школы при аббатствах обучали будущих выдающихся ученых, библиотеки при монастырях хранили бесценные книги и манускрипты, монахи вели хроники, изучали философию, искусство, литературу, медицину. Не зря лучшие больницы тогда открывались также при монастырях.

Тьерри Рюинар, хоть и посвятил свою жизнь агиографии, самой что ни на есть богословской дисциплине, был к тому же магистром искусств, увлекался литературой, языками, изучал историю родной Шампани и мировых цивилизаций, был соратником французского ученого Жана Мабильона, отца палеографии и дипломатики. Выдающиеся труды Рюинара на французском, латыни и греческом нередко становились основой для научных исследований. Чтобы воздать дань уважения его наследию, дом Ruinart обратился к каталонцу Жауме Пленсе, который, как никто другой, умеет превращать слова в произведения искусства.

Жауме Пленса родился в Барселоне в 1955 году и рос в окружении книг, их собирал его увлеченный литературой и музыкой отец. Это во многом и определило будущее мальчика. Как признается сам Пленса, он до сих пор вспоминает невероятные гравюры XVII века из отцовской коллекции с изображением круговорота жидкостей в организме и функционирования мышц. Зачарованный устройством человеческого тела, он лелеял мечту стать врачом. Правда, интерес к медицине вылился не в научный опыт, а в причудливый полет фантазии, где любовь к чтению и музыке объединилась с увлеченным изучением строения человеческого тела.

Почитатель Микеланджело, Александра Колдера и Жоана Миро, Пленса поначалу работал с утильсырьем и лишь позже перешел на железо, бронзу, медь и даже чугун, а центром своих работ сделал человека. Он стал изучать концепцию облитерации, некое «описание через отсутствие». Скульптуры, обыгрывающие связь между словами, знаками и человеком, стали его фирменным отличием, сделав одной из самых значимых фигур в современном искусстве.

Как объясняет сам Пленса, ему интересно необычное «биологическое состояние языка». Его образы мыслителей — это силуэты сложенных из символов сидящих или стоящих на коленях людей, задумчиво вглядывающихся в линию горизонта. В них буквы собираются в ячейки, объединяются в слова и тексты, принимают очертания человека, но остаются самостоятельными и при этом неотделимыми друг от друга. «Я всегда думал, что искусство тесно переплетается с жизнью, — говорит скульптор. — Связь с телом — это мощнейший стимул в моей работе». Жауме Пленса не изменил себе и в работе для Ruinart.

Для коллаборации он в течение пяти месяцев создавал скульптуру, которая, подобно виноградной лозе, будто уходит корнями в землю. Силами Пленсы многоязычные работы Рюинара были разобраны на слова, буквы и цифры. Фигура мыслителя соткана из знаков восьми разных языков: латыни, греческого, арабского, иврита, китайского, японского, русского и хинди. Резные буквы из нержавеющей стали, каждая из которых сделана вручную, пропуская через себя свет, оставляют лишь намек на черты лица Тьерри Рюинара, наполняя скульптуру энергией и силой. «Слово, как и любой материал, — это хранилище воспоминаний», — говорит художник.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+