Эрмитажные отделы обустраиваются в Запасном доме Зимнего дворца

Государственный Эрмитаж показал результаты работ в здании Запасного дома, несмотря на расследование связанного с ними уголовного дела

Подвальные помещения Запасного дома после реставрации. Фото: Павел Герасименко
Подвальные помещения Запасного дома после реставрации.
Фото: Павел Герасименко

Государственный Эрмитаж показал журналистам итог реставрации и приспособления под административный и лабораторно-хранительский корпус Запасного дома Зимнего дворца. Именно в связи с этими работами, которыми занималась компания «Балтстрой», заместитель директора Эрмитажа по строительству Михаил Новиков был заподозрен в хищениях и сейчас оправлен под домашний арест. Директор музея Михаил Пиотровский сразу предупредил, что, пока длится следствие, он не будет комментировать арест своего заместителя и связанное с этим уголовное дело. Вместо этого музей предъявил серьезный «вещдок» по делу, сделав сильный ход и показав достигнутые результаты, которые впечатляют и говорят в его пользу.

Наборный паркет в кабинете С.Ю.Витте. Фото: Павел Герасименко
Наборный паркет в кабинете С.Ю.Витте.
Фото: Павел Герасименко

Как рассказал главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин, Запасной дом был передан музею в 1994 году в плохом состоянии, к работам на объекте приступили только в 2012-м. Построенный в 20-е годы XVIII века неустановленным архитектором для сподвижника Петра I, бомбардира Феодосия Скляева по соседству с Зимним дворцом, Запасной дом относится к первым типовым зданиям в застройке Петербурга того времени. На протяжении всей своей истории он перестраивался, последний раз — архитектором Николаем Беккером в 1877–1878 годах, когда Запасной дом относился к Дворцовому ведомству. Семь месяцев в 1905–1906 годах в Запасном доме располагалась квартира председателя cовета министров Сергея Витте и заседал возглавляемый им кабинет. В 1930-е годы здесь жил историк Евгений Тарле, сотрудники музея — арабист Олег Большаков, нумизмат Иван Спасский. Квартировала в Запасном доме и семья предыдущего директора Эрмитажа, Бориса Пиотровского. По словам Михаила Пиотровского, уже тогда Запасной дом был очень хрупким строением, где несколько раз проваливались полы.

Внутренняя лестница Запасного дома. Фото: Павел Герасименко
Внутренняя лестница Запасного дома.
Фото: Павел Герасименко

В процессе обследования зданию был присвоен статус памятника регионального значения, его части были раскрыты при реставрации и теперь музеефицированы. Это относится к подвальным помещениям, где при раскопках были в изобилии найдены курительные трубки, посуда и бутылки XVIII века, и к выходящему окнами на Неву кабинету Сергея Витте. Внутреннее убранство комнаты было утрачено, но сохранилась в неприкосновенности и отреставрирована розетка наборного паркета середины XIX века. Единственное современное архитектурное вторжение в проекте — внешняя стеклянная галерея, добавленная по периметру дворового фасада, которая связывает помещения общим переходом, позволяя не уменьшать их площадь.

Вид двора Запасного дома. Фото: Павел Герасименко
Вид двора Запасного дома.
Фото: Павел Герасименко

Стратегическую идею всех строек музея Михаил Пиотровский сформулировал так: «Не расшириться, а создать место, куда можно переместить часть вещей, чтобы максимально освободить музейные залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа». В Запасном доме будет располагаться несколько музейных отделов: античного мира, истории русской культуры, научно-технологической экспертизы, а также реставрационные лаборатории, эрмитажный батальон полиции, отдел закупок, выставочный отдел, бухгалтерия. Зал, где проходили заседания совета министров под руководством Витте, получает пресс-служба Эрмитажа. Он будет использоваться для пресс-конференций и брифингов, став четвертым по счету после зала Совета, Эрмитажного театра и атриума Главного штаба. В помощь работе журналистов в новом зале будут размещены издания Эрмитажа. Таких материалов накопилось немало: в коридоре на одном из этажей здания развешены плакаты эрмитажных выставок 1970–1980-х годов.

В лаборатории научной реставрации восточной живописи. Фото: Павел Герасименко
В лаборатории научной реставрации восточной живописи.
Фото: Павел Герасименко

Руководители реставрационных лабораторий не могли скрыть гордости и радости от нового оборудования на рабочих местах и открывающихся благодаря ему возможностей. Лаборатория научной реставрации восточной живописи во главе с Еленой Шишковой одной из первых переехала в отреставрированное здание и получила из Китая рабочие столы, которым позавидовали даже коллеги из Британского музея. Поверхность, покрытая красным лаком, не только придает торжественности акту возрождения шедевров — на таком фоне при реставрации произведений на бумаге становятся четче видны все утраты. В постоянно расширяющемся отделе научно-технологической экспертизы, работающем с Александром Косолаповым во главе, на мольберте сейчас установлены «Апостолы Петр и Павел». К исследованию картины Эль Греко только приступили и ожидают от него новостей, связанных с подготовительным рисунком. Отдел античного мира, возглавляемый Анной Трофимовой, заставлен внушительными шкафами, на полках которых хранится италийская керамика.

В лаборатории научно-технологической экспертизы. Фото: Павел Герасименко
В лаборатории научно-технологической экспертизы.
Фото: Павел Герасименко

«Эрмитаж — такой музей, который обречен создавать определенную музейную культуру и даже музейную моду в России и в мире, — сказал в заключение пресс-тура Михаил Пиотровский. — Все наши стройки, показанные одна за другой, как раз и есть способ сочетать российские и западные традиции и возможности, чтобы создавать из этого совершенно новое».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+