18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фрески замерли в падении

Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря на улице Радио создали макет церковного барабана апсиды, а план церкви Успения Богородицы в натуральную величину выложили на полу. Кураторы выставки Александр Горматюк и Елена Проханова объясняют, что подобный подход, весьма распространенный в мировой музейной практике, позволяет показать комплекс росписей максимально близко к аутентичному. Впрочем, архитектурная копия церковного пространства намеренно разомкнута, а реконструкции росписей показываются не только внутри инсталляции, но и вне ее. «Это сделано для того, чтобы зритель мог воспринять и оценить живопись в формате и средствах экспонирования актуального искусства», — объясняет Александр Горматюк.

По мнению исследователей, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве.

Историческая и художественная ценность росписей определяется исполнением, а также исключительно неповторимым выбором используемых сюжетов. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

«Изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдено в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

По заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем оценила текущее состояние церкви. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Стенописи разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятник в сегодняшнем состоянии перенес еще один зимний период, поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания росписей уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Пока этого не произошло, важно зафиксировать и проанализировать то, что есть. Поэтому выставка воссоздает пространство уникального храмового комплекса, а в центре экспозиции — копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные в 1960-х годах Адольфом Овчинниковым, выдающимся художником-реставратором Центра имени Грабаря, в натуральную величину. Интересно, что тогда эти работы привлекли внимание Министерства культуры и послужили поводом к финансированию первой научной реставрации храма. Сейчас живописные копии являются экспонатами Русского музея, и две из них даны на выставку. Кроме того, в экспозицию включены фотографии и архивные материалы.

Реконструкция живописного ансамбля будет показываться в «подиумном состоянии» под углом 30–45 градусов и освещаться боковым светом, для того чтобы лучше передать фактурные особенности и хрупкость памятника, замершего в отнюдь не символическом падении.

В рамках выставки пройдет большой круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви Успения Богородицы в Мелётове, между прочим имеющей статус памятника федерального значения.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+