Понятие «частный музей» будет внесено в закон

В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов

Фото: Виталий Кривцов
Фото: Виталий Кривцов

Московский культурный форум проходит в Центральном Манеже с 24 по 26 марта и служит площадкой для общения и встреч бизнесменов, профессионалов в области культуры и обычных жителей столицы. В его рамках устроена впечатляющая выставка живописи русских классиков XIX века из частных коллекций (ее организовал «Центр искусств. Москва»), проводятся разнообразные презентации, мастер-классы и тематические круглые столы. Именно в этом формате была организована встреча основателей крупнейших московских частных музеев и фондов с представителями правительства города и публикой. Ведущей круглого стола была главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова, которая предложила обсудить все за и против статуса частного музея.

Как оказалось, кроме очевидных преимуществ: возможность самим определять направление развития своей институции, ее особенности и масштабы и ни перед кем не отчитываться, — перед основателями частных музеев и фондов стоит ряд проблем.

Для Алексея Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства, созданного для изучения живописи советских художников-реалистов и ее популяризации, одной из главных проблем оказалась сложность внедрения музейной навигации в городское пространство. ИРРИ расположен примерно в десяти минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», и, чтобы довести зрителя до территории реконструированной ткацкой фабрики, где расположена постоянная экспозиция института, нужны «безумные деньги». За размещение указателей и знаков для пешеходов и водителей частный музей должен заплатить гораздо большую сумму, чем государственный.

Инна Баженова, основатель фонда IN ARTIBUS, сосредоточенного на выставках европейского и русского классического искусства, подтвердила, что проблема существует. «Мы разработали специальную навигацию (выставочная площадка фонда находится в переулках между Остоженкой и набережной Москвы-реки. — TANR), но так ее и не применили, настолько трудоемким и дорогим оказалось ее согласование с городом. И это притом что вход на выставки фонда бесплатный для всех».

Наталия Опалева, основатель музея Анатолия Зверева, рассказала, что Музей АЗ, открытый совсем недавно, но уже привлекший зрителей красивыми выставками, совмещающими работы шестидесятников с новейшими технологиями, испытывает трудности с наружной рекламой. «Что бы мы ни придумали, все плакаты и флаги, которыми мы пытаемся украсить фасад музея, выходящий на 2-ю Тверскую-Ямскую улицу, город немедленно убирает». А вот сложный процесс принятия в дар работ Анатолия Зверева от наследников Георгия Костаки из Греции прошел благополучно: после подтверждения статуса художественных ценностей произведения были ввезены в страну без налога.

Директор по развитию «Центра искусств. Москва» Евгений Егоров рассказал о том, как из выставочного зала его институция превратилась в настоящий культурный центр с 164 тыс. посетителей в год, вышедший на текущую самоокупаемость. Но даже этот центр, где показывают русскую классическую живопись в интерьерах, подобных дворцовым (это «искусство экспонировать искусство», по словам Евгения Егорова), расположенный в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, все еще не достиг желаемого. Как оказалось, попасть в маршрутную карту для иностранных туристов, которую составляет московский Департамент спорта и туризма, частному заведению практически невозможно.

Забежавший на минуту после презентации Московского зоопарка Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы, заверил собравшихся, что проблема с музейной навигацией общая и для государственных, и для частных музеев и что город будет ею интенсивно заниматься. Антон Горянов, начальник управления музейно-выставочной деятельности Департамента культуры, рассказал, что число и государственных, и частных музеев в столице постоянно растет, сейчас их около 500, и из них 120 — частные (некоторые работают в закрытом режиме). Он предложил помощь частным институциям по согласованию наружной рекламы. «Государственные музеи подчиняются тому же закону о рекламе, — сказал он, — но они знают требования и то, как ее согласовывать».

«Не бойтесь включатся в негосударственную часть музейного фонда РФ», — призвала частные музеи Надежда Петрова, замначальника музейного фонда РФ департамента культурного наследия Министерства культуры. Это повышает статус коллекции, конечно, накладывает обязательства (например, хранить коллекцию и обеспечивать ее учет), но и дает льготы, в том числе по ввозу-вывозу работ. «Понятия „частный музей“ в законе пока нет, но очевидно, что это изменение необходимо», — признавая вклад частных музеев, подытожила Надежда Петрова.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+