18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Илеана Соннабенд, всегда делавшая рискованные ставки и ни разу не проигравшая

Выставка в МоМА посвящена легендарной галеристке ХХ века и ее художникам.

Илеане Соннабенд было восемь лет, когда во время семейной поездки в Вену она попала под чары искусства. Ее мать, не зная, что делать с ребенком, пока ходила по магазинам со своей старшей дочерью, оставляла Илеану в Музее истории искусств. «Я была буквально потрясена», — вспоминала Илеана впоследствии. Она часами простаивала перед картинами Арчимбольдо и Брегеля, но самое сильное впечатление на нее произвели Вела скес и Тициан. «Это был один из поворотных моментов в моей жизни».

Соннабенд ушла из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет, и к тому времени у нее накопилось много воспоминаний о значимых событиях в своей жизни. Она всегда и во всем шла в ногу со временем. В конце 1950-х годов ее восхищали работы Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. В 1960-е у себя в галереях она выставляла произведения Энди Уорхола и Роберта Морриса. Позже список художников, с которыми она работала, пополнился именами Джона Балдессари, Джеффа Кунса и Питера Хелли. «Удивительно, как она могла охватить столько поколений, — говорит Энн Темкин, куратор выставки Илеана Соннабенд. Посол модернизма, открывшейся в Музее современного искусства (МоМА)в НьюЙорке и посвященной коллекционерской и дилерской деятельности Соннабенд. —Она снова и снова пересматривала свои предпочтения: единственной константой было изменение».

Илеана Шапира родилась в 1914 году в Бухаресте в богатой семье еврейских промышленников. В 17 лет на званом обеде Илеана встретила будущего дилера Лео Кастелли, который ухаживал в то время за ее сестрой. Очарованная им Илеана в конце концов добилась своего: спустя год Лео стал ее мужем, преподнеся ей вместо обручального кольца картину Анри Матисса.

До 1941-го молодая пара жила в Европе, но затем, когда пришли нацисты, вынуждена была бежать из Парижа в Нью-Йорк. Однако в 1959 году семья распалась. Год спустя Илеана вновь вышла замуж, взяла фамилию Соннабенд и вернулась в Париж, где в 1962 году открыла свою галерею. Она по-прежнему продвигала американское искусство — Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Джорджа Сигала, — хотя в Европе оно не было на тот момент прибыльным. Тем не менее, когда Илеана открыла свою вторую галерею в Нью-Йорке, она не свернула с этого пути, теперь знакомя уже американцев с европейцами — итальянским художником греческого происхождения Яннисом Кунеллисом и другими художниками, представлявшими направление arte povera.

Илеана не боялась и эпатажа. В 1972 году она устроила выставку нью-йоркского художника Вито Аккончи под названием Seedbed, во время которой тот  мастурбировал, лежа под пандусом в галерее и через громкоговоритель озвучивая свои эротические фантазии о проходившей мимо публике.

На выставке собраны работы 40 художников, от классиков середины прошлого века, таких как Раушенберг и Джонс, до представителей актуального искусства, как Джефф Кунс и Мэл Бохнер. Идея заключалась в том, что каждая из этих работ впервые была представлена вниманию публики в одной из галерей Соннабенд либо в Европе, либо в НьюЙорке. «Здесь очень небольшая подборка, — говорит Темкин. — Это скорее похоже на стихотворение или эссе на тему, а могло бы быть толстенной книгой». — Пак Побрик
Музей современного искусства (МоМА)
Илеана Соннабенд. Посол модернизма

Нью-Йорк
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+