18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Илеана Соннабенд, всегда делавшая рискованные ставки и ни разу не проигравшая

Выставка в МоМА посвящена легендарной галеристке ХХ века и ее художникам.

Илеане Соннабенд было восемь лет, когда во время семейной поездки в Вену она попала под чары искусства. Ее мать, не зная, что делать с ребенком, пока ходила по магазинам со своей старшей дочерью, оставляла Илеану в Музее истории искусств. «Я была буквально потрясена», — вспоминала Илеана впоследствии. Она часами простаивала перед картинами Арчимбольдо и Брегеля, но самое сильное впечатление на нее произвели Вела скес и Тициан. «Это был один из поворотных моментов в моей жизни».

Соннабенд ушла из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет, и к тому времени у нее накопилось много воспоминаний о значимых событиях в своей жизни. Она всегда и во всем шла в ногу со временем. В конце 1950-х годов ее восхищали работы Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. В 1960-е у себя в галереях она выставляла произведения Энди Уорхола и Роберта Морриса. Позже список художников, с которыми она работала, пополнился именами Джона Балдессари, Джеффа Кунса и Питера Хелли. «Удивительно, как она могла охватить столько поколений, — говорит Энн Темкин, куратор выставки Илеана Соннабенд. Посол модернизма, открывшейся в Музее современного искусства (МоМА)в НьюЙорке и посвященной коллекционерской и дилерской деятельности Соннабенд. —Она снова и снова пересматривала свои предпочтения: единственной константой было изменение».

Илеана Шапира родилась в 1914 году в Бухаресте в богатой семье еврейских промышленников. В 17 лет на званом обеде Илеана встретила будущего дилера Лео Кастелли, который ухаживал в то время за ее сестрой. Очарованная им Илеана в конце концов добилась своего: спустя год Лео стал ее мужем, преподнеся ей вместо обручального кольца картину Анри Матисса.

До 1941-го молодая пара жила в Европе, но затем, когда пришли нацисты, вынуждена была бежать из Парижа в Нью-Йорк. Однако в 1959 году семья распалась. Год спустя Илеана вновь вышла замуж, взяла фамилию Соннабенд и вернулась в Париж, где в 1962 году открыла свою галерею. Она по-прежнему продвигала американское искусство — Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Джорджа Сигала, — хотя в Европе оно не было на тот момент прибыльным. Тем не менее, когда Илеана открыла свою вторую галерею в Нью-Йорке, она не свернула с этого пути, теперь знакомя уже американцев с европейцами — итальянским художником греческого происхождения Яннисом Кунеллисом и другими художниками, представлявшими направление arte povera.

Илеана не боялась и эпатажа. В 1972 году она устроила выставку нью-йоркского художника Вито Аккончи под названием Seedbed, во время которой тот  мастурбировал, лежа под пандусом в галерее и через громкоговоритель озвучивая свои эротические фантазии о проходившей мимо публике.

На выставке собраны работы 40 художников, от классиков середины прошлого века, таких как Раушенберг и Джонс, до представителей актуального искусства, как Джефф Кунс и Мэл Бохнер. Идея заключалась в том, что каждая из этих работ впервые была представлена вниманию публики в одной из галерей Соннабенд либо в Европе, либо в НьюЙорке. «Здесь очень небольшая подборка, — говорит Темкин. — Это скорее похоже на стихотворение или эссе на тему, а могло бы быть толстенной книгой». — Пак Побрик
Музей современного искусства (МоМА)
Илеана Соннабенд. Посол модернизма

Нью-Йорк
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+