18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ–10 самого дорогого русского искусства 2013 года

Русское искусство в трактовке мирового рынка поделено на две части: космополиты-эмигранты и художники из-за железного занавеса. Если интерес к первым (Кандинский, Гончарова, Шагал) регулярно прослеживается у западных коллекционеров, то остальным нужно место себе завоевывать. Ввести очередную главу истории русского искусства в международный контекст можно, но посредством крепких международных проектов, как это было с «Бубновым валетом» (выставки в Монако, Бильбао и Лондоне); правда, инициатива тогда больше исходила не от государства, а от частных владельцев, крупных бизнесменов. Просматривается тенденция: русское искусство хотят собирать, но в него не готовы вкладывать. Закулисные игры вроде покупки Фалька и Кончаловского на Sotheby’s незадолго до аукциона в ноябре играют только против отечественных авторов, не позволяя им добираться до серьезных публичных продаж и попадания в рейтинги. А ведь до тех пор, пока наши художники не выйдут за барьеры русских торгов, массового внимания зарубежных коллекционеров ожидать не приходится: русских будут покупать русские. И у русских.
1. Василий Кандинский
Эскиз импровизации № 3
Отражает ли 28-е место Кандинского вообще место России в мировой художественной иерархии (следующий, Марк Шагал, находится на 30-м месте, а третий, Казимир Малевич, — уже на 88-м)? Притом что $7,6 млн на аукционе — это очень крепкий мировой показатель, количество успешных торгов в топ-сегменте (32) оставляет желать лучшего.
2. Марк Шагал
Три акробата
30-е место Шагала обеспечили 52 проданные работы. Правда, средняя стоимость почти в два раза ниже, чем у Кандинского. Добавим, что у Малевича всего две успешные продажи в премиум-секторе, однако их средняя величина составляет $38,6 млн. Несмотря на продажув 2012 году одной работы Шагала с отрицательной капитализацией ($2,1 млн после покупки за $2,9 млн), рынок продолжает верить в художника. Либо не заметил статистики.
3. Василий Кандинский
Черное и фиолетовое
См. выше.
4. Николай Рерих
Madonna Laboris (Труды Богоматери)
Те же две проданные работы, что и у Малевича, однако лишь 229-е место при средней стоимости в 7,8 млн. Остается лишь гадать, что случится, когда Николай Константинович и Казимир Северинович начнут стабильно выходить топработами на аукционные торги.
5. Роберт Фальк
Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая
Выше $2,6 млн работы Фалька никогда официально не продавались. Отсюда и отсутствие в нашем зачете. Однако это не помешало его картине стать громким событием на рынке (не в последнюю очередь «громкость» была повышена снятием с аукционных торгов). Домыслы,предполагалась ли вообще публичная продажа художника «Бубнового валета» или торги были заявлены, чтобы привлечь внимание конкретного коллекционера и ускорить продажу, останутся домыслами.
6. Василий Кандинский
Осенний этюд с лодками
См. выше.
7. Петр Кончаловский
Семейный портрет в мастерской
Вторая после Фалька частная продажа путем снятия с аукционных торгов также случилась с художником, который не попадает в аукционный топ из-за недобора показателей продаж. Ситуация типичная. Публичный художественно-коммерческий проект под названием «Фонд Петра Кончаловского» в последние годы отчаянно наверстывал упущенное художником за годы за железным занавесом: несколько ретроспективных выставок в России, участие в экспозициях «Бубнового валета» за рубежом — все это привело к повышению капитализации Кончаловского. Достаточно вспомнить, как в 2010 году было  объявлено о продаже двух работ за $7 млн и $7,5 млн. Однако, похоже, посещение Владимиром Путиным выставки в Третьяковской галерее сыграло с Кончаловским злую шутку: из запланированных шести лотов спустя неделю снято с ближайших торгов (выкуплено по цене, привлекательной для владельца) было четыре. Вроде всем хорошо — а художник недополучил желаемую статистику, обещавшую вывести его в русский топ.
8. Илья Машков
Натюрморт с фруктами
Машков, как и Кончаловский, был впервые представлен западной публике на должном уровне не так давно, менее десяти лет назад, благодаря выставкам Russia! (2005–2006, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк и Бильбао) и From Russia (2008, Королевская академия художеств, Лондон). Однако ж дела у Ильи Ивановича, друга и соратника Петра Петровича, с официальными продажами и лучше, и прозрачнее. Классический машковский Натюрморт с фруктами сорвал аплодисменты на русских торгах Christie's в Лондоне в июне, а экспрессивные Купальщицы добились оваций в собственный адрес там же, только в ноябре. Несмотря на всего три работы в нашем брутто-зачете, средняя стоимость картины Машкова в $5,9 млн выглядит серьезной заявкой на положительную динамику и в будущем.
9. Илья Машков
Купальщицы
См. выше.
10. Марк Шагал
Животное в цветах
См. выше.

Два имени на четыре продажи. Предполагаем, семья Нахмад по итогам 4-летнего владения Кандинским предпочла бы другие варианты заработка, знай о результатах вложения $17 млн заранее. Заметим, что передерживать русских художников дольше 20 лет уместно лишь в случае, если работа досталась по очень низкой стоимости. Понятно, почему западные инвесторы предпочитают нашим художникам мировые имена (читай: более маркетингово агрессивные). Русские авторы пока не готовы служить основным активом инвестиционных вложений, однако могут стать венчурной (непрогнозируемой) частью  диверсифицированного портфеля, скажем на уровне 10–15%, вместе с искусством других стран с развивающимся арт-рынком, Индией и Бразилией. Пока место большинства наших художников именно там, и не стоит обижаться на иностранцев. Они лишь смотрят на цифры — равно как и мы сейчас.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+