18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ–10 самого дорогого русского искусства 2013 года

Русское искусство в трактовке мирового рынка поделено на две части: космополиты-эмигранты и художники из-за железного занавеса. Если интерес к первым (Кандинский, Гончарова, Шагал) регулярно прослеживается у западных коллекционеров, то остальным нужно место себе завоевывать. Ввести очередную главу истории русского искусства в международный контекст можно, но посредством крепких международных проектов, как это было с «Бубновым валетом» (выставки в Монако, Бильбао и Лондоне); правда, инициатива тогда больше исходила не от государства, а от частных владельцев, крупных бизнесменов. Просматривается тенденция: русское искусство хотят собирать, но в него не готовы вкладывать. Закулисные игры вроде покупки Фалька и Кончаловского на Sotheby’s незадолго до аукциона в ноябре играют только против отечественных авторов, не позволяя им добираться до серьезных публичных продаж и попадания в рейтинги. А ведь до тех пор, пока наши художники не выйдут за барьеры русских торгов, массового внимания зарубежных коллекционеров ожидать не приходится: русских будут покупать русские. И у русских.
1. Василий Кандинский
Эскиз импровизации № 3
Отражает ли 28-е место Кандинского вообще место России в мировой художественной иерархии (следующий, Марк Шагал, находится на 30-м месте, а третий, Казимир Малевич, — уже на 88-м)? Притом что $7,6 млн на аукционе — это очень крепкий мировой показатель, количество успешных торгов в топ-сегменте (32) оставляет желать лучшего.
2. Марк Шагал
Три акробата
30-е место Шагала обеспечили 52 проданные работы. Правда, средняя стоимость почти в два раза ниже, чем у Кандинского. Добавим, что у Малевича всего две успешные продажи в премиум-секторе, однако их средняя величина составляет $38,6 млн. Несмотря на продажув 2012 году одной работы Шагала с отрицательной капитализацией ($2,1 млн после покупки за $2,9 млн), рынок продолжает верить в художника. Либо не заметил статистики.
3. Василий Кандинский
Черное и фиолетовое
См. выше.
4. Николай Рерих
Madonna Laboris (Труды Богоматери)
Те же две проданные работы, что и у Малевича, однако лишь 229-е место при средней стоимости в 7,8 млн. Остается лишь гадать, что случится, когда Николай Константинович и Казимир Северинович начнут стабильно выходить топработами на аукционные торги.
5. Роберт Фальк
Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая
Выше $2,6 млн работы Фалька никогда официально не продавались. Отсюда и отсутствие в нашем зачете. Однако это не помешало его картине стать громким событием на рынке (не в последнюю очередь «громкость» была повышена снятием с аукционных торгов). Домыслы,предполагалась ли вообще публичная продажа художника «Бубнового валета» или торги были заявлены, чтобы привлечь внимание конкретного коллекционера и ускорить продажу, останутся домыслами.
6. Василий Кандинский
Осенний этюд с лодками
См. выше.
7. Петр Кончаловский
Семейный портрет в мастерской
Вторая после Фалька частная продажа путем снятия с аукционных торгов также случилась с художником, который не попадает в аукционный топ из-за недобора показателей продаж. Ситуация типичная. Публичный художественно-коммерческий проект под названием «Фонд Петра Кончаловского» в последние годы отчаянно наверстывал упущенное художником за годы за железным занавесом: несколько ретроспективных выставок в России, участие в экспозициях «Бубнового валета» за рубежом — все это привело к повышению капитализации Кончаловского. Достаточно вспомнить, как в 2010 году было  объявлено о продаже двух работ за $7 млн и $7,5 млн. Однако, похоже, посещение Владимиром Путиным выставки в Третьяковской галерее сыграло с Кончаловским злую шутку: из запланированных шести лотов спустя неделю снято с ближайших торгов (выкуплено по цене, привлекательной для владельца) было четыре. Вроде всем хорошо — а художник недополучил желаемую статистику, обещавшую вывести его в русский топ.
8. Илья Машков
Натюрморт с фруктами
Машков, как и Кончаловский, был впервые представлен западной публике на должном уровне не так давно, менее десяти лет назад, благодаря выставкам Russia! (2005–2006, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк и Бильбао) и From Russia (2008, Королевская академия художеств, Лондон). Однако ж дела у Ильи Ивановича, друга и соратника Петра Петровича, с официальными продажами и лучше, и прозрачнее. Классический машковский Натюрморт с фруктами сорвал аплодисменты на русских торгах Christie's в Лондоне в июне, а экспрессивные Купальщицы добились оваций в собственный адрес там же, только в ноябре. Несмотря на всего три работы в нашем брутто-зачете, средняя стоимость картины Машкова в $5,9 млн выглядит серьезной заявкой на положительную динамику и в будущем.
9. Илья Машков
Купальщицы
См. выше.
10. Марк Шагал
Животное в цветах
См. выше.

Два имени на четыре продажи. Предполагаем, семья Нахмад по итогам 4-летнего владения Кандинским предпочла бы другие варианты заработка, знай о результатах вложения $17 млн заранее. Заметим, что передерживать русских художников дольше 20 лет уместно лишь в случае, если работа досталась по очень низкой стоимости. Понятно, почему западные инвесторы предпочитают нашим художникам мировые имена (читай: более маркетингово агрессивные). Русские авторы пока не готовы служить основным активом инвестиционных вложений, однако могут стать венчурной (непрогнозируемой) частью  диверсифицированного портфеля, скажем на уровне 10–15%, вместе с искусством других стран с развивающимся арт-рынком, Индией и Бразилией. Пока место большинства наших художников именно там, и не стоит обижаться на иностранцев. Они лишь смотрят на цифры — равно как и мы сейчас.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+