18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лед, пламень и искусство

№51
Материал из газеты

Команда Антарктической биеннале отправляется в путь 17 марта. Вместе с организаторами и художниками во льды отплывает Анна Сомерс Кокс, редакционный директор The Art Newspaper, которая поделилась с нами своими чувствами

Следует сразу признать, что у меня в этом деле есть личный интерес. Я являюсь председателем совета попечителей Антарктической биеннале и считаю это звание самым почетным в своей карьере. Впрочем, с тех пор как я в минувшем мае присоединилась к этому проекту, не обходится и без трудностей. Я вдруг обнаружила, что художественное сообщество — это мнительная, гиперчувствительная и политкорректная среда, очень далекая от устоявшегося мифа о богемном дерзании. Русские отдаются вдохновенной импровизации — назовем эту манеру итальянской — и сталкиваются со скандинавской привычкой планировать все заранее за многие месяцы, если не годы. Из-за этого мы потеряли нашего верного соратника архитектора Хани Рашида, а также художника Мэтью Ритчи, который облекает данные в художественную форму. И тем не менее 60-летнему Александру Пономареву, звезде этого безумного предприятия, его создателю и руководителю, все-таки удалось претворить в жизнь идею Антарктической биеннале.

«Капитан Поно», как называют его друзья, — инженер, бывший подводник советского морского флота, знаменитый художник, представлявший свою страну на Венецианской биеннале, и единственный в мире человек, которому удалось провести подводную лодку (маленькую, протекающую, самодельную, но все же настоящую подводную лодку) по Гранд-каналу.

Путешествие в Антарктиду для десятков художников, ученых, кинематографистов и технических сотрудников стоит больше $1 млн, но он нашел эти деньги. Большую часть средств предоставил Евгений Касперский, глава крупнейшей в мире частной компании, специализирующейся на кибербезопасности (компании по иронии судьбы российской — на фоне нынешней паранойи вокруг хакерских атак). Свою лепту внесли коллекционер и король караоке Китая Цяо Чжибин и его жена Лисинь Цай, в попечительский совет вошли знаменитый российский путешественник Федор Конюхов и коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины.

Как и полагается, у Бэтмена — Пономарева есть свой Робин — молодой куратор Надим Самман, отвечающий за конкурс среди художников до 35 лет. Конкурс прошел, как и планировалось: почти 500 участников, 15 финалистов, работы которых будут представлены в Антарктическом павильоне Венецианской биеннале в этом году, и один победитель, который примет участие в экспедиции.

Послом биеннале в США стал Джон Блаффер Роялл, который, чтобы привлечь к ней внимание, прошлым летом организовал целый уик-энд развлечений на пике светского сезона в Ньюпорте в штате Род-Айленд. Ему удалось убедить председателя Фонда Р.Л.Блаффера Эрика Оуэна Арнеберга вложить деньги в создание документального фильма, который будет сниматься в Антарктике. Этим будет заниматься один из ведущих режиссеров Франции Дени Делестрак, специализирующийся на таких неочевидных сюжетах, как секреты морских перевозок.

Неописуемый и вездесущий Николас Ильин, франко-германо-русский консультант таких музеев, как Центр Помпиду и Музей Гуггенхайма, умело правит этим кораблем, обходя рифы международной напряженности.

Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов» отправится в 12-дневное путешествие из расположенного на самом кончике Аргентины города Ушуая 17 марта. Будет холодно, но не слишком. Корабль превратится в плавающее студийное, выставочное и конференц-пространство. В нем будут идти научные дебаты, перформансы, поэтические и философские чтения. Если морская болезнь не помешает, разговоров будет, вне всяких сомнений, много. Русские просто обожают рассуждать и спорить, и, хотя состав веселой компании будет пестрым и международным, заправлять всем будет сам Пономарев. Вот одна из возможных тем: жизнь в экстремальных условиях под руководством восьми официальных «мозгов» экспедиции — работа «космического архитектора» Барбары Имхоф, которая исследует потенциальные методы строительства на Марсе.

Когда корабль пристанет к берегу, художники создадут на месте или установят готовые произведения и проведут перформансы. «Некоторые, как пираты, бросятся на новое пространство, — говорит Пономарев, — другие будут действовать, скорее, как исследователи. Людям нужно распробовать пространство Антарктики, и мы станем тому свидетелями. Сегодня создается столько искусства про общественное и политическое. Эта биеннале должна быть только о пространстве».

Я спрашиваю, чего он хочет добиться в результате. «Я думал об этой экспедиции как о процессе, путешествии, движении, саморазвитии. В нашей жизни и в искусстве все очень структурировано, как линованная бумага или как циферблат, — отвечает он. — Нам нужны новые идеи; я хочу, чтобы эта биеннале — без коммерции, без политики — очистила нас. Главное в нашей биеннале — сам процесс». «Мне нравится все, что связано с пространством, — говорит Пономарев. — Вода, небо, лед, топография, навигация. Кроме того, Антарктика — единственное место на Земле, не относящееся ни к какому государству (по договору об Антарктике 1959 года, вступившему в силу в 1961 году). Здесь правит природа, рыбы и животные, а не человек. Так что жизненная иерархия здесь тоже другая».

Эта биеннале чиста не только духовно, но и экологически. Старый полярник Пономарев прекрасно знаком с природоохранными правилами, так что это мероприятие не оставит следов нигде, кроме как в визуальных материалах и в памяти людей.

Для Пономарева погодные условия — один из компонентов творческого процесса. «Произведения смогут выдержать суровые условия; погода воздействует на инсталляции и на перформансы, они рассчитаны на взаимодействие с ветром, водой и льдом. Суровый климат помогает нам лучше понять значение погоды и проблему изменения климата».

По окончании экспедиции видеозаписи, фотографии, тексты и другие артефакты будут доступны для проведения выставок в музеях по всему миру. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+