Дело по картине Брюллова следует пересмотреть

Конституционный суд РФ принял решение, что дело коллекционера Александра Певзнера подлежит пересмотру

Для того, чтобы установить подлинность этой картины, немецкий коллекционер привез это полотно в Россию 14 лет назад. Фото: archive.ru
Для того, чтобы установить подлинность этой картины, немецкий коллекционер привез это полотно в Россию 14 лет назад.
Фото: archive.ru

Суд признал соответствующими Конституции РФ все нормы и статьи, которые оспаривал немецкий коллекционер Александр Певзнер, но тем не менее посчитал, что решения, вынесенные в его отношении судами общей юрисдикции, подлежат пересмотру в установленном порядке, «если для этого нет иных препятствий».

Из-за «Христа во гробе»

Напомним, в Конституционном суде состоялось рассмотрение жалоб коллекционера Певзнера, в которых он указал, что пункт 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ «допускает незаконное лишение собственника его имущества» и что неопределенность понятия «ухудшение положения лица» в части 6 статьи 401 УПК РФ дает возможность судам по-разному применять ее на практике. Все это, по мнению Певзнера, привело к тому, что он был лишен законно принадлежащего ему имущества, а это является прямым нарушением его конституционных прав.

Коллекционер Александр Певзнер еще в 2003 году пытался привезти из Германии в Государственный Русский музей картину Карла Брюллова «Христос во гробе», законно приобретенную им незадолго до этого в одной из православных общин Брюсселя. Певзнер планировал провести в ГРМ экспертизу картины, чтобы окончательно подтвердить авторство Брюллова, а затем, вероятно, и продать ее музею. Фигурировала даже сумма возможной сделки — примерно $400 тыс.

Но ФСБ обвинила господина Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и «недостоверном декларировании». Картина у владельца была конфискована, он сам вернулся в Германию.

Судебные разбирательства в судах разных инстанций, то затухая, то вновь вспыхивая, продолжались почти 14 лет. В апреле 2016 года коллегия по уголовным делам Верховного суда признала картину подлежащей конфискации как «орудие преступления». Все это время полотно Брюллова находится в спецхране ФСБ.

Теперь, после решения КС, лишившийся картины коллекционер продолжит попытки вернуть свое имущество в судебном порядке.

14 лет спустя

Как рассказал корреспонденту ТANR Максим Крупский, адвокат и представитель Александра Певзнера в Конституционном суде, его доверитель будет добиваться отмены решения Верховного суда.

По мнению адвоката, нынешнее решение КС открывает перед ними новые перспективы, в первую очередь потому, что суд признал лишение имущества объективным ухудшением положения его доверителя.

«Конституционный суд однозначно сказал, что лишение человека права собственности входит в понятие ухудшения его положения, что вызовет позитивный эффект не только для нашего дела, но и для других похожих дел, — считает Максим Крупский. — Несмотря на это, решение КС — достаточно компромиссное, и для других судебных разбирательств оно имеет как позитивные, так и негативные последствия. Я, в частности, не могу согласиться с ним в толковании нормы пункта 1 части 3 статьи 81 УПК, я категорически не согласен с позицией суда.

Оставив в Уголовно-процессуальном кодексе этот механизм в неизменном виде, КС, на мой взгляд, фактически подорвал принцип презумпции невиновности. Теперь получается, что в отсутствие обвинительного приговора у человека можно конфисковать его имущество как орудие преступления? Я не понимаю, как это возможно и это не противоречит Конституции! Если речь идет об „орудии преступления“, должен быть установлен факт совершения преступления и доказана вина этого человека. Иначе непонятно, за что его лишают имущества».

Без срока давности

«В результате такого решения, — считает Крупский, — возникает юридическая коллизия: с одной стороны, человек не признан виновным, поскольку в отношении него отсутствует обвинительный приговор (ст. 14 УПК РФ); с другой стороны, лишение его имущества как „орудия преступления“, которое является не чем иным, как карательной мерой воздействия, опосредованно делает его виновным в совершении этого преступления. Ведь теперь такая конструкция официально признана конституционной».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+