«Почему я еще не самый дорогой?» Денис Белькевич отвечает художникам. Пример 3. Олег Доу

Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке. Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.

Второй выход нашего блога, посвященный Валерию Кошлякову, вызвал более ощутимую реакцию: вопреки ожиданиям, в дискуссию вступили не галеристы и представители аукционных домов, а художники. Причем обсуждение было односторонним и однонаправленным: возразить людям, с которыми мы пока говорим на разных языках, оказалось нечем. В частности, российский художник Д. В. (0 публичных продаж, 0 успешных, 0 неудачных) из Берлина негодовал, что «неизвестные ему люди учат художников, как им продаваться». Другой отечественный художник, Г. С. (0 публичных продаж, 0 успешных, 0 неудачных), пообещал в социальной сети «променять полсотни вернисажей на порку автора материала». «Хлопотно и бестолку», посетовал художник М. Б. (0 публичных продаж, 0 успешных, 0 неудачных)… И так далее, но соотношение векторов успешности и желания поговорить очевидно.

Тем временем наш караван идет дальше. В программе подготовки западных (а с недавнего времени и восточных) художников в ведущих художественных вузах есть интересный предмет — искусство самопрезентации. Иногда он идет факультативом, чаще включен в основной курс обучения. Суть его в том, чтобы подготовить творческую единицу к выходу на рынок — от правильного формирования портфолио для получения грантов до правил общения с галереями и поиска менеджера. Начиная с сегодняшнего материала мы будем постепенно делиться этой информацией. Вполне возможно, что она окажется известна всем, — только пользуются ею единицы. Отсюда и результат.

В качестве иллюстрации обратимся к примеру с соседней Украины. Открывшаяся в ноябре 2013 года выставка номинантов на премию PinchukArtCentre сопровождалась легким информационным волнением. Согласно официальному положению о премии она «открывает, признает и долгосрочно поддерживает новое поколение украинских художников», в то время как у 10 из 20 номинантов журналистами на момент отбора были найдены аукционные прецеденты в пределах страны. Более того, коварное молодое поколение буквально погрязло в зарубежных грантах, участии в международных конкурсах и работой за суверенной границей в художественных резиденциях. Привычка выражать недовольство чужими успехами едва не бросила черную тень на замечательную инициативу ведущего мецената Украины. Той же осенью топ-менеджер одного из российских музеев, приехав в Киев, попросил показать ему «злачный гадюшник, где сидят молодые украинские художники», и был крайне удивлен, что таковой отсутствует. Оказалось, украинцы не сидят — они ездят.
Одновременно с описанными событиями, в ноябре прошлого года, российский Forbes опубликовал статью «Новые имена: самые перспективные молодые художники России». Из семи имен, приводить которые не будем, аукционные продажи оказались только у двоих. Причем у художника, о котором сегодня пойдет речь, их 18 — невероятно много для молодого и перспективного. Пример для подражания или случайность? Попробуем разобраться.

Олег Доу. "Я ненавижу глупых людей" 2005 / kandinsky-prize.ru
Олег Доу. "Я ненавижу глупых людей" 2005 / kandinsky-prize.ru

«В классической фотографии снимок становится конечным результатом работы фотографа, для меня же снимок — только самое ее начало. Поэтому я предпочитаю говорить о себе не как о фотографе, а как о художнике, а о фотографии как о медиа», — сказал как-то Олег Доу в интервью Ольге Свибловой.
Олег Доу. Самый успешный фотограф среди молодых художников, самый успешный художник среди молодых фотографов. Родился в 1983 году в Москве, окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «Программирование в электронике». Заниматься публичным творчеством стал с 2005 года. C 2007 по 2014 год имел 18 персональных выставок в восьми странах мира, среди которых Бельгия, Испания, США, Франция. Участвовал в 28 групповых выставках и предварительных показах международных конкурсов. Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в Нидерландах, США, Франции, Швейцарии, Южной Корее. Официально интересы Олега Доу представляют четыре галереи в Бельгии, Бразилии, Испании и Франции. Имеет официальный интернет-сайт www.olegdou.com. Живет в Москве, не женат.

Молодые художники, берите блокноты и записывайте, сейчас начнется самое интересное!
На 5 февраля 2014 года был представлен 18 работами на 19 аукционах, из них:
-    18 международных домов,
-    1 российский дом.
Первые торги молодого художника состоялись в 2006 году, спустя год после начала карьеры: парижский De Maigret в пределах одинакового эстимейта €1,2–2 тыс. реализовал две работы — за €900 и €1,3 тыс. Отметим, что в названии второго произведения — Milimal Black, Moscou — фигурировала столица страны-производителя, что крайне важно, когда ты выставляешь на международные торги неизвестного художника в ожидании западного (а не привезенного тобой за шиворот) коллекционера.

Олег Доу. "Шея" 2006 / artinvestment.ru
Олег Доу. "Шея" 2006 / artinvestment.ru

На вторые торги, на венгерском Kisselbach, также было отдано две работы, одна из которых установила публичный рекорд художника, не побитый до сих пор — $43,5 тыс. при эстимейте $2 тыс. Другая работа, с аналогичным эстимейтом, была продана куда скромнее, за $4,3 тыс. (однако налицо двукратное превышение оценочной стоимости, и из двух лотов она шла первой). Вы когда-нибудь слышали название этого аукционного дома из Будапешта? А применительно к российским художникам? А он тем не менее сделал Олегу Доу такую необходимую статистику — учитесь! Хочется провести аналогию с миром бокса, где потенциальных чемпионов подводят к решающим боям через посредственных соперников, чтобы впечатлить массы количеством нокаутов в карьере.

Решающие бои Олега Доу начались в 2008 году на Sotheby’s в Лондоне. Дуплет с одинаковым эстимейтом £4–6 тыс. ушел за £7,5 тыс. и £8,1 тыс. соответственно. В том же году знакомый нам венгерский дом Kisselbach попытался повторить успех прошлого сезона, за $10,7 тыс. реализовав работу с эстимейтом $3,7 тыс.
Тогда же, по мнению менеджмента художника (вы все еще сомневаетесь, что он присутствовал?), пришло время брать штурмом второго аукционного гиганта, Christie’s. Неуступчивая публика с Кинг-стрит не нашла повода для превышения эстимейтов (£5–6 тыс. и £6–7 тыс.), в итоге работы были реализованы за £6 тыс. и £6,8 тыс. А вот здесь наступает очень интересный момент. Спустя сезон, в июне 2009 года, одна из фотографий — «Шея» из серии «Обнаженные лица» — была повторно выведена на торги Christie’s вместе с тиражной копией самой первой работы Доу в аукционной среде — «Я ненавижу глупых людей». Результат ожиданий не оправдал: вторая работа не продалась вовсе, а «Шея» при повторной продаже ушла по нижней границе эстимейта за £2 тыс. Резонно возникает вопрос: как случилось, что владелец работы, годом ранее приобретя ее за £6 тыс. при оценочной стоимости £4–6 тыс., выводит ее на тот же Christie’s, сознательно уменьшая оценку до £2–3 тыс.? По мнению одного из ведущих российских специалистов в аукционном деле, пожелавшего остаться неизвестным, этот пример говорит о начавшемся экономическом кризисе, который одновременно побудил владельца срочно монетизировать работу (обратить ее в «быстрые деньги»), а аукционный дом — снизить эстимейт ввиду прогнозируемого кризиса продаж. На эту версию замечательно ложится и факт непродажи второй работы Олега Доу.

Олег Доу. "Nun 2" 2007 /  artinvestment.ru
Олег Доу. "Nun 2" 2007 /  artinvestment.ru

Однако предлагаю посмотреть на ситуацию с другой возможной стороны. Июньские русские торги Christie’s 2009 года среди 250 лотов зафиксировали 127 продаж, что неплохо для кризисного периода и совсем хорошо для русского искусства во время экономического спада (по статистике в обычное время реализовывается до 60% лотов). Явного избавления от ненужных предметов автор на тех торгах не заметил: современные художники вообще были представлены одним Олегом Доу, а из мастеров первой половины ХХ века выделялись лишь Александра Экстер и, с унылым пейзажем, Константин Коровин. Большинство работ ушло либо в пределах эстимейта, либо чуть выше его верхней границы, причем оценочная стоимость действительно была слегка занижена. Непонятной остается лишь логика, снизившая эстимейт прошлой продажи Олега Доу в три раза. Допустим, я коллекционер, желающий вернуть вложенные годом ранее в работу деньги. Установив оценку ниже предыдущей, я расписываюсь в том, что: 1) произведение искусства стоит дешевле и 2) фактически гарантирую низкую стоимость продажи. Превысив эстимейт прошлого сезона, я как минимум даю понять, что: 1) работа выросла в цене, 2) а в случае, если новый владелец не появится, имею возможность вернуться на торги с тем же эстимейтом после кризиса. Второй сомнительный момент связан с понятием reserved price — оговоренной с владельцем цене, при достижении которой работа продается в отсутствие дальнейшего торга. Как правило, Christie’s устанавливает резервную цену на отметке 2/3 пути между стартовой стоимостью и нижней границей эстимейта. Получается, что некий владелец готов был отдать работу за £1,6 тыс.? Притом что доставить в Лондон фотографию на пластике размером 100 х 100 см теоретически можно без транспортной компании, в личном багаже, не вышел бы он в ноль.

Олег Доу. "Алый" 2007 / lookatme.com
Олег Доу. "Алый" 2007 / lookatme.com

Есть подозрение, что «история с нелогичным коллекционером», как назвал бы ее Артур Конан-Дойль, заключается в другом — демонстрации художнику его перспектив на рынке без менеджерской поддержки. Такое случается, когда после неких значительных выставочно-продажных успехов творческая личность временно забывает о существовании личности организаторской. Художника везут на аукцион, где одна работа не продается вовсе, а другой постыдно занижают эстимейт: вот твоя рыночная стоимость. Продолжим аналогию с боксом: иногда тренер намеренно бросает подопечного под серьезного противника, чтобы тот после нокаута привел мысли в порядок, потому что без больших поражений не бывает больших побед. Как правило, спортсмен после этого возвращается к работе, полный творческой энергии и качественной злости на мир — словом, готовый к продолжению намеченной менеджером работы. Впрочем, это всего лишь литературная вставка. Решать предлагаем читателю.

Однако после 2009 года аукционная история Олега Доу вышла неоднозначной: из семи международных торгов четырежды работы проданы не были. Перечислим лишь оценочную стоимость: €8–10 тыс., не продана (Auctione Vente, Версаль); $14–16 тыс., не продана («Золотое сечение», Киев); £3–5 тыс. и £5–7 тыс., не проданы (Phillips de Pury, Лондон). Работы реализованы: за £13,7 тыс. при эстимейте £5–7 тыс. (Phillips de Pury, Лондон); $27,5 тыс. при эстимейте $15–20 тыс. (Phillips de Pury, Нью-Йорк). Последняя продажа зафиксирована в 2013 году — $10 тыс. при эстимейте $8–12 тыс. (Phillips, Нью-Йорк).

Одиноким гостем на этом фоне смотрится российское участие в первом аукционе Vladey в Москве в мае 2013 года. Владеть скульптурой Олега Доу из фарфора, бисквита и золота с оценочной стоимостью €15–20 тыс., однако, никто не захотел. Но мы отметим первую в аукционном списке скульптуру, до того автора представляли работы в жанре фотографии.

Олег Доу. "Minimal Black, Moscou" 2006 /  fotoisland.ru
Олег Доу. "Minimal Black, Moscou" 2006 /  fotoisland.ru

Итого имеем: средний эстимейт на зарубежных торгах непрерывно увеличивался, к настоящему моменту составив €10–15 тыс.; 6 боев из 19 окончились для боксера поражением (работа не продана), 7 технических нокаутов (продаж выше эстимейта), 6 побед по очкам (в пределах эстимейта). Спортсмен находится в стадии развития международной карьеры с положительной динамикой.

Теперь наложим на достижения Олега Доу нашу условную матрицу «молодого художника», о которой говорилось в начале материала. Итак, по мировым стандартам, к которым не грех приблизиться и российским, для успешного развития творческая единица должна соответствовать следующим критериям.

1.    Возраст 25–40 лет.
Соответствие: полное.

2.    Нахождение своего пути в искусстве, планомерное развитие карьеры.
Соответствие: полное.

3.    Новаторство и интеллектуальная сила творчества.
Соответствие: неполное.

4.    Способность художника внятно донести свои идеи (personal statement).
Соответствие: для российского художника очень внятное. Достаточно прочесть интервью, взятое Ольгой Свибловой, в котором Олег Доу предположил, а затем и логически обосновал, что Свибловой на самом деле нет. Впрочем, это смело можно отнести и к предыдущему пункту, «новаторство».

5.    Присутствие работ художника в значительных частных коллекциях.
Соответствие: Jeju Museum of Art (Южная Корея), Kaminsky Family Foundation (США), Institut Culturel Bernard Magrez (Франция), The Samawi Collection (ОАЭ), 21 Museum (США), FRAC Reunion (Франция); частные и семейные коллекции в Нидерландах, США, Швейцарии — всего более 400 работ в частных руках.

6.    Постановка регулярного выставочного процесса (персональных и групповых выставок): одна персональная выставка в год, два групповых или неожиданных коллаборационных проекта.
Соответствие: полное. Желающих убедиться отправляем на официальный сайт художника.

7.    Вовлечение и общение в профессиональной среде.
Соответствие: есть сомнения?

8.    Генерация информационных поводов и грамотная работа со СМИ.
Соответствие: полное. Сюда же плюсуем фотогеничность и умение появляться в большинстве репортажных съемок.

9.     Продвижение и поддержание информационного присутствия в Интернете (сайт, блоги и социальные сети).
Соответствие: полное. Сайт с регулярными обновлениями, социальные сети активны, публичного блога нет — он ему нужен?

10.    Введение художника в аукционную обойму — покупка и продажа на ведущих мировых торгах.
Соответствие: полное. Добавим, что Олег Доу с продажей работы за $43,5 тыс. на текущий момент является самым дорогим российским художником до 32 лет.

11.    Участие в конкурсных и грантовых программах, работа в резиденциях.
Соответствие: 2009 год — премия лучшему молодому фотографу Arte Laguna Art Рrize, 2008 год — премия фотографу года International Photography Awards, 2007 год — премия за фотографию года International Color Awards.

12.     Представление интересов на уровне российских и международных галерей.
Соответствие: Бразилия, Рио-де-Жанейро, Laura Marsiaj Gallery; Бельгия, Брюссель, Espace ART22; Испания, Барселона, Senda Gallery; Франция, Париж, RTR Gallery. В России работы Олега Доу до официального закрытия представляла галерея «Айдан». Однако перемена мест слагаемых… думаю, знакомый с рынком читатель нас поймет.

13.    Подготовка монографий и каталогов выставок.
Соответствие: видимо, в стадии подготовки.

14.    Формирование оборотного фонда работ художника.
Соответствие: неизвестно. Однако постараемся определить это по косвенным признакам. За творческую жизнь художник создает от 200 до 2 тыс. работ. У Олега Доу за восемь лет насчитывается более 80 произведений, с учетом тиража — более 500. Из них 400 находятся в частных собраниях, соответственно, около 100 работ доступны к продаже в любой момент. О новых поступлениях в последнее время официально не сообщалось.

В ближайших выпусках нашего блога мы пропустим вперед признанных российских художников, а затем снова вернемся к молодым. Речь пойдет о том, каким образом формировать собственное портфолио, чтобы быть заметным не только с бокалом шампанского на московских арт-тусовках, но и намного дальше.
Тем же молодым авторам, кто после прочтения данного материала будет возмущен недостижимостью результата сегодняшнего художника, рекомендуем не фыркать, а напряженно работать. Приведенный пример по сути единственный, но он показателен. Менеджмент и пробивное лобби Олега Доу — как суслик из культового фильма «ДМБ»: его не видишь, а он есть.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+