18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России

Знаменитая картина немецкого экспрессиониста Франца Марка, которая была заклеймена нацистами как «дегенеративная» и считается без вести пропавшей, возможно, находится в России

Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год
Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год

«Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить.

Выставка организована как дань памяти утраченному шедевру, а также в надежде привлечь внимание общественности к исчезнувшей картине.

Работа была написана в канун Первой мировой войны. Шесть лет спустя картину, одно из лучших и программных творений радикального художника и организатора художественного объединения «Синий всадник», приобрела Национальная галерея Берлина. Творческая группа «Синий всадник» во главе с Францем Марком и Василием Кандинским считала синий цвет символом духовных стремлений и особо почитала лошадей и всадников, наделяя их религиозным подтекстом.

В 1936 году творчество Марка было объявлено нацистами «вырожденческим», и в следующем году «Башня синих лошадей» выставлялась в числе других заклейменных работ печально известной Мюнхенской выставки. Это привело к недовольству и протестам ветеранов войны: ведь Марк умер, сражаясь за Германию, в 1916 году. Картину изъяли с выставки, и в 1938 году она попала к известному любителю искусства Герману Герингу.

После поражения Германии в 1945 году полотно пропало без вести. Кураторы считают, что картина выжила, потому что есть несколько свидетельств очевидцев. Искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что заметил картину в начале 1945 года на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. В 1961 году журналист Иоахим Навроцки рассказывал, что видел картину зимой 1948–1949 годов в расположенном по соседству здании молодежного центра, где раньше был дом начальника полиции графа фон Хельдорфа. В 2001 году Ян Алерс, обладатель богатой коллекции искусства немецких экспрессионистов, признался, что ему предложили купить картину, хотя ее так и не показали.

Катя Бломберг, организатор берлинской половины выставки, посвященной картине, считает, что полотно было захвачено советскими войсками после окончания войны и перевезено в Россию. И мирно пылится в одном из музейных запасников. Майкл Геринг, куратор мюнхенской части выставки, соглашается с коллегой, добавляя, что если картина находится не в России, «то где-нибудь в подвале или на чердаке в Германии».

Выставка, которая проводит параллели между современными работами и знаменитым полотном Франца Марка, будет проходить в двух местах: Новой пинакотеке в Мюнхене (городе, где был написан шедевр) и на вилле Haus am Waldsee к юго-западу от Берлина (там, где ее «видели»). Виктория Биншток и Норберт Биски — одни из 20 современных художников, которым предложили представить свое видение знаменитой картины, ее истории и культового статуса.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+