18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России

Знаменитая картина немецкого экспрессиониста Франца Марка, которая была заклеймена нацистами как «дегенеративная» и считается без вести пропавшей, возможно, находится в России

«Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить.

Выставка организована как дань памяти утраченному шедевру, а также в надежде привлечь внимание общественности к исчезнувшей картине.

Работа была написана в канун Первой мировой войны. Шесть лет спустя картину, одно из лучших и программных творений радикального художника и организатора художественного объединения «Синий всадник», приобрела Национальная галерея Берлина. Творческая группа «Синий всадник» во главе с Францем Марком и Василием Кандинским считала синий цвет символом духовных стремлений и особо почитала лошадей и всадников, наделяя их религиозным подтекстом.

В 1936 году творчество Марка было объявлено нацистами «вырожденческим», и в следующем году «Башня синих лошадей» выставлялась в числе других заклейменных работ печально известной Мюнхенской выставки. Это привело к недовольству и протестам ветеранов войны: ведь Марк умер, сражаясь за Германию, в 1916 году. Картину изъяли с выставки, и в 1938 году она попала к известному любителю искусства Герману Герингу.

После поражения Германии в 1945 году полотно пропало без вести. Кураторы считают, что картина выжила, потому что есть несколько свидетельств очевидцев. Искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что заметил картину в начале 1945 года на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. В 1961 году журналист Иоахим Навроцки рассказывал, что видел картину зимой 1948–1949 годов в расположенном по соседству здании молодежного центра, где раньше был дом начальника полиции графа фон Хельдорфа. В 2001 году Ян Алерс, обладатель богатой коллекции искусства немецких экспрессионистов, признался, что ему предложили купить картину, хотя ее так и не показали.

Катя Бломберг, организатор берлинской половины выставки, посвященной картине, считает, что полотно было захвачено советскими войсками после окончания войны и перевезено в Россию. И мирно пылится в одном из музейных запасников. Майкл Геринг, куратор мюнхенской части выставки, соглашается с коллегой, добавляя, что если картина находится не в России, «то где-нибудь в подвале или на чердаке в Германии».

Выставка, которая проводит параллели между современными работами и знаменитым полотном Франца Марка, будет проходить в двух местах: Новой пинакотеке в Мюнхене (городе, где был написан шедевр) и на вилле Haus am Waldsee к юго-западу от Берлина (там, где ее «видели»). Виктория Биншток и Норберт Биски — одни из 20 современных художников, которым предложили представить свое видение знаменитой картины, ее истории и культового статуса.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+