Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России

Знаменитая картина немецкого экспрессиониста Франца Марка, которая была заклеймена нацистами как «дегенеративная» и считается без вести пропавшей, возможно, находится в России

Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год
Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год

«Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить.

Выставка организована как дань памяти утраченному шедевру, а также в надежде привлечь внимание общественности к исчезнувшей картине.

Работа была написана в канун Первой мировой войны. Шесть лет спустя картину, одно из лучших и программных творений радикального художника и организатора художественного объединения «Синий всадник», приобрела Национальная галерея Берлина. Творческая группа «Синий всадник» во главе с Францем Марком и Василием Кандинским считала синий цвет символом духовных стремлений и особо почитала лошадей и всадников, наделяя их религиозным подтекстом.

В 1936 году творчество Марка было объявлено нацистами «вырожденческим», и в следующем году «Башня синих лошадей» выставлялась в числе других заклейменных работ печально известной Мюнхенской выставки. Это привело к недовольству и протестам ветеранов войны: ведь Марк умер, сражаясь за Германию, в 1916 году. Картину изъяли с выставки, и в 1938 году она попала к известному любителю искусства Герману Герингу.

После поражения Германии в 1945 году полотно пропало без вести. Кураторы считают, что картина выжила, потому что есть несколько свидетельств очевидцев. Искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что заметил картину в начале 1945 года на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. В 1961 году журналист Иоахим Навроцки рассказывал, что видел картину зимой 1948–1949 годов в расположенном по соседству здании молодежного центра, где раньше был дом начальника полиции графа фон Хельдорфа. В 2001 году Ян Алерс, обладатель богатой коллекции искусства немецких экспрессионистов, признался, что ему предложили купить картину, хотя ее так и не показали.

Катя Бломберг, организатор берлинской половины выставки, посвященной картине, считает, что полотно было захвачено советскими войсками после окончания войны и перевезено в Россию. И мирно пылится в одном из музейных запасников. Майкл Геринг, куратор мюнхенской части выставки, соглашается с коллегой, добавляя, что если картина находится не в России, «то где-нибудь в подвале или на чердаке в Германии».

Выставка, которая проводит параллели между современными работами и знаменитым полотном Франца Марка, будет проходить в двух местах: Новой пинакотеке в Мюнхене (городе, где был написан шедевр) и на вилле Haus am Waldsee к юго-западу от Берлина (там, где ее «видели»). Виктория Биншток и Норберт Биски — одни из 20 современных художников, которым предложили представить свое видение знаменитой картины, ее истории и культового статуса.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+