Чисто прибалтийская история

COURTESY центр фотографии им. БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР
COURTESY центр
Фото: им. БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР

Выставка, где будет более 200 фотографий ведущих мастеров прибалтийских ран, охватывает период с середины 1960‑х до начала 1990-х годов, когда распался СССР. 1960-е годы как точка отсчета выбраны неслучайно. Хрущевская оттепель с ее, пусть и недолгим, послаблением в области цензуры оживила культурную жизнь страны, одним из про явлений чего стала открывшаяся в 1969 году в Центральном доме журналиста в Москве выставка девяти литовских фотографов. Она имела ошеломительный успех, объяснимый в первую очередь тем, что представила литовскую фотографию как самобытный художественный и общественный феномен на фоне советской фотографии, сведенной к идеологически ангажированномыу репортажу о достижениях советского государства и его строителей. А тут сюжеты из повседневной жизни обычных людей, их психологически точные портреты, снятые в резких ракурсах, крупными планами, в жесткой графической эстетике — все это абсолютно не вписывалось в понятие «советская фотография». Классик и один из лидеров литовской школы фотографии Антанас Суткус вспоминал: «С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой — для нас главным была не национальная идея. Главным было показать… простого челове- ка. Тогда ведь не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм». Суткус, как и другие участники той легендарной выставки: Александрас Мацияускас, Римантас Дихавичюс и Виталий Бутырин, — был также среди тех немногих советских фотографов, которые уже в те годы участвовали в престижных международных выставках, получая там высшие награды. Как, впрочем, и патриарх латышской фотографии Гунар Бинде, черно-белая эстетика снимков которого сложилась еще в 1950-е под влиянием итальянского неореализма. Свою первую международную награду Бинде получил на выставке в Аргентине в далеком 1966 году. Среди мастеров латышской школы на выставке нельзя не выделить еще одного ее классика — Яниса Глейдза, разработавшего свою уникальную технику, секреты которой так и остались неразгаданными его коллегами по цеху. А эстонская фотография будет представлена в первую очередь теперь уже легендарной группой STODOM, основанной в 1964 году тогда молодыми талантливыми фотохудожниками Калью Сууром, Пеэтером Тоомингом, Андреем Добровольским и Рейном Мараном. Суур, работами которого восхищался сам Анри Картье-Брессон, как и его коллега Тооминг, еще в 1970-е был удостоен звания Международной федерации фотографического искусства (FIAP). — Елена Мелкумова
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Гений места. Классика литовской фотографии

Москва
5 февраля — 23 марта

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+