18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Чисто прибалтийская история

Выставка, где будет более 200 фотографий ведущих мастеров прибалтийских ран, охватывает период с середины 1960‑х до начала 1990-х годов, когда распался СССР. 1960-е годы как точка отсчета выбраны неслучайно. Хрущевская оттепель с ее, пусть и недолгим, послаблением в области цензуры оживила культурную жизнь страны, одним из про явлений чего стала открывшаяся в 1969 году в Центральном доме журналиста в Москве выставка девяти литовских фотографов. Она имела ошеломительный успех, объяснимый в первую очередь тем, что представила литовскую фотографию как самобытный художественный и общественный феномен на фоне советской фотографии, сведенной к идеологически ангажированномыу репортажу о достижениях советского государства и его строителей. А тут сюжеты из повседневной жизни обычных людей, их психологически точные портреты, снятые в резких ракурсах, крупными планами, в жесткой графической эстетике — все это абсолютно не вписывалось в понятие «советская фотография». Классик и один из лидеров литовской школы фотографии Антанас Суткус вспоминал: «С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой — для нас главным была не национальная идея. Главным было показать… простого челове- ка. Тогда ведь не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм». Суткус, как и другие участники той легендарной выставки: Александрас Мацияускас, Римантас Дихавичюс и Виталий Бутырин, — был также среди тех немногих советских фотографов, которые уже в те годы участвовали в престижных международных выставках, получая там высшие награды. Как, впрочем, и патриарх латышской фотографии Гунар Бинде, черно-белая эстетика снимков которого сложилась еще в 1950-е под влиянием итальянского неореализма. Свою первую международную награду Бинде получил на выставке в Аргентине в далеком 1966 году. Среди мастеров латышской школы на выставке нельзя не выделить еще одного ее классика — Яниса Глейдза, разработавшего свою уникальную технику, секреты которой так и остались неразгаданными его коллегами по цеху. А эстонская фотография будет представлена в первую очередь теперь уже легендарной группой STODOM, основанной в 1964 году тогда молодыми талантливыми фотохудожниками Калью Сууром, Пеэтером Тоомингом, Андреем Добровольским и Рейном Мараном. Суур, работами которого восхищался сам Анри Картье-Брессон, как и его коллега Тооминг, еще в 1970-е был удостоен звания Международной федерации фотографического искусства (FIAP). — Елена Мелкумова
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Гений места. Классика литовской фотографии

Москва
5 февраля — 23 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+