18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тройственная геометрия

№51
Материал из газеты

Три парижские галереи одновременно показывают работы основателя группы «Креативная абстракция» и одного из прародителей оп-арта

Три маститые антикварные галереи объединили свои усилия, чтобы показать большую выставку, посвященную геометрической абстракции 1920–1950-х годов. Основой всех трех экспозиций станет фигура Огюста Эрбена, чьи работы хранятся в частной коллекции Джека Коуро. Экспозиция в Galeri Jean-François Cazeau посвящена личности самого коллекционера, бывшего близким другом художника, и включает архив документов, письма, а также рисунки Эрбена. Одновременно в галереях Le Minotaure и Alain Le Gaillard Эрбена из коллекции Джека Коуро покажут в окружении других художников, принадлежащих к кругу геометрической абстракции, среди которых Фернан Леже, Ласло Мохой-Надь, Леон Тутунджян, Жан Эльон, а также Этьена Беоти (Иштван Бети) и Франца Купки, особенно близких художнику.

Огюст Эрбен шел к собственному стилю извилистым путем, пройдя практически все модные в искусстве ХХ века «измы». Он увлекался импрессионизмом и фовизмом, пока на горизонте не замаячил кубизм, в котором он упражнялся до 1917 года, а после пришел к геометрической абстракции, применив новый подход не только в живописи, но и в рельефе. Впрочем, радикальная инновация не нашла отклика у публики, и вскоре он вновь взялся за холст и краски, начав работать в модном направлении «новая вещественность». И лишь в 1927 году Эрбен снова и уже навсегда вернулся к абстрактной живописи.

Под знаком расцвета геометрической абстракции прошли 1930-е годы: вместе с Тео ван Дусбургом, Наумом Габо и Жоржем Вантонгерло Эрбен основал группу «Креативная абстракция». Группа отличалась научным подходом к живописи. Художники следовали открытиям в области физики и оптики, изучавшим зрительное восприятие. Среди открытий группы были эффект мерцания и объемно-пластическое видение цвета.

Однако лишь в начале 1940-х Эрбен нашел неповторимый художественный язык, назвав его «пластический алфавит». Он разделил палитру на 26 основных цветов, каждый из которых соответствовал букве, ноте и геометрическим фигурам. Весь арсенал форм Эрбен свел к трем фигурам: кругу, треугольнику и прямоугольнику, создавая минималистичные симфонии.
Открытия Эрбена были востребованными в 1960-е годы в оп-арте, в частности в искусстве Виктора Вазарелли. Впрочем, фигура Эрбена долгое время оставалась в тени. В трех нынешних парижских экспозициях оригинальный стиль Эрбена заиграет новыми красками в диалоге с другими гениями абстракции. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+