18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тройственная геометрия

№51
Материал из газеты

Три парижские галереи одновременно показывают работы основателя группы «Креативная абстракция» и одного из прародителей оп-арта

Три маститые антикварные галереи объединили свои усилия, чтобы показать большую выставку, посвященную геометрической абстракции 1920–1950-х годов. Основой всех трех экспозиций станет фигура Огюста Эрбена, чьи работы хранятся в частной коллекции Джека Коуро. Экспозиция в Galeri Jean-François Cazeau посвящена личности самого коллекционера, бывшего близким другом художника, и включает архив документов, письма, а также рисунки Эрбена. Одновременно в галереях Le Minotaure и Alain Le Gaillard Эрбена из коллекции Джека Коуро покажут в окружении других художников, принадлежащих к кругу геометрической абстракции, среди которых Фернан Леже, Ласло Мохой-Надь, Леон Тутунджян, Жан Эльон, а также Этьена Беоти (Иштван Бети) и Франца Купки, особенно близких художнику.

Огюст Эрбен шел к собственному стилю извилистым путем, пройдя практически все модные в искусстве ХХ века «измы». Он увлекался импрессионизмом и фовизмом, пока на горизонте не замаячил кубизм, в котором он упражнялся до 1917 года, а после пришел к геометрической абстракции, применив новый подход не только в живописи, но и в рельефе. Впрочем, радикальная инновация не нашла отклика у публики, и вскоре он вновь взялся за холст и краски, начав работать в модном направлении «новая вещественность». И лишь в 1927 году Эрбен снова и уже навсегда вернулся к абстрактной живописи.

Под знаком расцвета геометрической абстракции прошли 1930-е годы: вместе с Тео ван Дусбургом, Наумом Габо и Жоржем Вантонгерло Эрбен основал группу «Креативная абстракция». Группа отличалась научным подходом к живописи. Художники следовали открытиям в области физики и оптики, изучавшим зрительное восприятие. Среди открытий группы были эффект мерцания и объемно-пластическое видение цвета.

Однако лишь в начале 1940-х Эрбен нашел неповторимый художественный язык, назвав его «пластический алфавит». Он разделил палитру на 26 основных цветов, каждый из которых соответствовал букве, ноте и геометрическим фигурам. Весь арсенал форм Эрбен свел к трем фигурам: кругу, треугольнику и прямоугольнику, создавая минималистичные симфонии.
Открытия Эрбена были востребованными в 1960-е годы в оп-арте, в частности в искусстве Виктора Вазарелли. Впрочем, фигура Эрбена долгое время оставалась в тени. В трех нынешних парижских экспозициях оригинальный стиль Эрбена заиграет новыми красками в диалоге с другими гениями абстракции. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+