Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии

В Художественном музее KUMU открывается выставка, посвященная художественным связям между Москвой и Таллином в 1960–1980-е годы

Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г. Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии
Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г.
Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии

Экспозиционный проект «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль» должен показать зарождение и развитие нового визуального языка с начала оттепели и вплоть до экспериментов с театральной сценографией 1980-х. Творческие пути четырех авторов в KUMU проследят на примере более 300 произведений живописи, графики, дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации. Их для такого большого проекта предоставили Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (MMOMA), Музей эстонской архитектуры, Национальная библиотека Эстонии, Фонд культуры «Екатерина», Эстонский музей театра и музыки, ряд частных коллекционеров и семьи художников. Кураторов у выставки два: с российской стороны это Анна Романова, три года назад делавшая выставку Юрия Соболева в MMOMA (за ее каталог она совместно с Галиной Метеличенко получила премию «Инновация»), с эстонской — куратор KUMU Эха Комиссаров.

В СССР иллюстрирование научно-популярных журналов, беллетристики и научной фантастики наряду с детской литературой было одной из немногих областей, относительно свободных от идеологического контроля. Благодаря этому многие неофициальные художники были заняты именно в этих сферах, дававших определенный простор для творческого эксперимента. Так, Юрий Соболев с 1960 года был главным художником издательства «Знание», где одним из первых в стране начал использовать модульную сетку — новый принцип организации журнальной полосы, который позднее перенес в свое творчество. В оформлении ежегодника «Наука и человечество», выходившего в том же издательстве, принимал участие художник Юло Соостер, друг Соболева, с которым они вместе искали новые способы иллюстрирования «неизобразимых» научных понятий. Эти эксперименты, впрочем, не ограничивались печатными изданиями — в 1968 году был выпущен и сразу же запрещен цензурой анимационный фильм «Стеклянная гармоника» режиссера Андрея Хржановского, художниками-постановщиками которого также были Соостер и Соболев.

В KUMU покажут документацию, связанную с нереализованным новаторским проектом полиэкранного слайд-фильма графика Рауля Меэля, подготовленного Юрием Соболевым вместе с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в 1975 году.

Отдельной темой на выставке станут театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. Параллели напрашиваются сами собой: художники почти одновременно работали над сценографией к спектаклю «Почта» по тексту Рабиндраната Тагора (начало 1980-х). Как сообщает пресс-служба музея, «геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева „Мандалы“ (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки».

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+