Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии

В Художественном музее KUMU открывается выставка, посвященная художественным связям между Москвой и Таллином в 1960–1980-е годы

Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г. Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии
Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г.
Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии

Экспозиционный проект «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль» должен показать зарождение и развитие нового визуального языка с начала оттепели и вплоть до экспериментов с театральной сценографией 1980-х. Творческие пути четырех авторов в KUMU проследят на примере более 300 произведений живописи, графики, дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации. Их для такого большого проекта предоставили Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (MMOMA), Музей эстонской архитектуры, Национальная библиотека Эстонии, Фонд культуры «Екатерина», Эстонский музей театра и музыки, ряд частных коллекционеров и семьи художников. Кураторов у выставки два: с российской стороны это Анна Романова, три года назад делавшая выставку Юрия Соболева в MMOMA (за ее каталог она совместно с Галиной Метеличенко получила премию «Инновация»), с эстонской — куратор KUMU Эха Комиссаров.

В СССР иллюстрирование научно-популярных журналов, беллетристики и научной фантастики наряду с детской литературой было одной из немногих областей, относительно свободных от идеологического контроля. Благодаря этому многие неофициальные художники были заняты именно в этих сферах, дававших определенный простор для творческого эксперимента. Так, Юрий Соболев с 1960 года был главным художником издательства «Знание», где одним из первых в стране начал использовать модульную сетку — новый принцип организации журнальной полосы, который позднее перенес в свое творчество. В оформлении ежегодника «Наука и человечество», выходившего в том же издательстве, принимал участие художник Юло Соостер, друг Соболева, с которым они вместе искали новые способы иллюстрирования «неизобразимых» научных понятий. Эти эксперименты, впрочем, не ограничивались печатными изданиями — в 1968 году был выпущен и сразу же запрещен цензурой анимационный фильм «Стеклянная гармоника» режиссера Андрея Хржановского, художниками-постановщиками которого также были Соостер и Соболев.

В KUMU покажут документацию, связанную с нереализованным новаторским проектом полиэкранного слайд-фильма графика Рауля Меэля, подготовленного Юрием Соболевым вместе с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в 1975 году.

Отдельной темой на выставке станут театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. Параллели напрашиваются сами собой: художники почти одновременно работали над сценографией к спектаклю «Почта» по тексту Рабиндраната Тагора (начало 1980-х). Как сообщает пресс-служба музея, «геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева „Мандалы“ (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+