Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии

В Художественном музее KUMU открывается выставка, посвященная художественным связям между Москвой и Таллином в 1960–1980-е годы

Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г. Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии
Рауль Меэль. «Под небесами CM180/DS-0». 1973. Шелкография. Художественный музей Эстонии
Tынис Винт. «Отражение времени. Ритм человека». 1977. Тушь, гуашь. Художественный музей Эстонии
Юло Соостер. «Грудь». 1966–1967. Фанера, масло, коллаж. Tартуский художественный музей
Юрий Решетников, Юрий Соболев. Полиэкранный слайд-фильм ICSID. 1975. Общий план. Съемка в просмотровой лаборатории ВНИИТЭ. 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева. В слайд-фильме использовались репродукции работ из графической серии Рауля Меэля «Под небесами» (1973)
Дмитрий Анпилов. «Площадь с Мадонной». 1968. Акварель, гуашь, аппликация. Сцена из фильма «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968, режиссер Андрей Хржановский, художники-постановщики Юло Соостер, Юрий Соболев). Государственный центральный музей кино
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юрий Соболев. «Без названия». 1965. Тушь. Архив семьи Ю. Соболева
Юрий Соболев во время подготовки первой персональной выставки Юло Соостера в Москве. 1979 г. Архив Тенно-Пента Соостера
Юрий Соболев на фоне произведений Валерия Герловина и Рауля Меэля. Москва, 1976 г. Архив семьи Ю. Соболева
Хеппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967 г.
Фото: А. Соловей. Художественный музей Эстонии

Экспозиционный проект «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль» должен показать зарождение и развитие нового визуального языка с начала оттепели и вплоть до экспериментов с театральной сценографией 1980-х. Творческие пути четырех авторов в KUMU проследят на примере более 300 произведений живописи, графики, дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации. Их для такого большого проекта предоставили Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (MMOMA), Музей эстонской архитектуры, Национальная библиотека Эстонии, Фонд культуры «Екатерина», Эстонский музей театра и музыки, ряд частных коллекционеров и семьи художников. Кураторов у выставки два: с российской стороны это Анна Романова, три года назад делавшая выставку Юрия Соболева в MMOMA (за ее каталог она совместно с Галиной Метеличенко получила премию «Инновация»), с эстонской — куратор KUMU Эха Комиссаров.

В СССР иллюстрирование научно-популярных журналов, беллетристики и научной фантастики наряду с детской литературой было одной из немногих областей, относительно свободных от идеологического контроля. Благодаря этому многие неофициальные художники были заняты именно в этих сферах, дававших определенный простор для творческого эксперимента. Так, Юрий Соболев с 1960 года был главным художником издательства «Знание», где одним из первых в стране начал использовать модульную сетку — новый принцип организации журнальной полосы, который позднее перенес в свое творчество. В оформлении ежегодника «Наука и человечество», выходившего в том же издательстве, принимал участие художник Юло Соостер, друг Соболева, с которым они вместе искали новые способы иллюстрирования «неизобразимых» научных понятий. Эти эксперименты, впрочем, не ограничивались печатными изданиями — в 1968 году был выпущен и сразу же запрещен цензурой анимационный фильм «Стеклянная гармоника» режиссера Андрея Хржановского, художниками-постановщиками которого также были Соостер и Соболев.

В KUMU покажут документацию, связанную с нереализованным новаторским проектом полиэкранного слайд-фильма графика Рауля Меэля, подготовленного Юрием Соболевым вместе с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в 1975 году.

Отдельной темой на выставке станут театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. Параллели напрашиваются сами собой: художники почти одновременно работали над сценографией к спектаклю «Почта» по тексту Рабиндраната Тагора (начало 1980-х). Как сообщает пресс-служба музея, «геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева „Мандалы“ (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+