18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На вернисаже выставки «Коллекция+» в Центре Помпиду было многолюдно

27 февраля открылась расширенная версия экспозиции российского искусства. Фонды музея пополнились произведениями современных художников из России

Центр Помпиду продолжает пополнять свою коллекцию российского современного искусства: 27 февраля состоялось открытие выставки «Коллекция+», где были представлены новые дары, поступившие в собрание музея в последние месяцы и разместившиеся в дополнительных залах. Дополнительных — по отношению к экспозиции, которая открылась для публики в сентябре 2016 года под названием «Коллекция! Современное искусство из СССР и России 1950–2000 годов. Уникальный дар музею». Тогда более 40 дарителей — коллекционеров и художников — передали Центру Помпиду 250 произведений и около 100 документов. Поступление новых экспонатов — еще более 100 работ от 20 дарителей — потребовало увеличения выставочных площадей.

Расширились временные рамки коллекции — теперь она дошла до 2010-х годов. В числе новых даров документация перформансов Андрея Кузькина, Олега Кулика, Комара и Меламида, Дмитрия Пригова, работы групп «Синие носы» и «Что делать?», произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Лидии Мастерковой, Евгения Михнова-Войтенко, Бориса Орлова, Леонида Сокова.

Музей собирает и изучает российское современное искусство при финансовой и организационной поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, который приобрел для него практически половину первой партии даров. Как рассказала генеральный директор фонда Оксана Орачева, логическим продолжением сотрудничества с музеем станет проект «Россия. ХХ век», в фокусе которого не только расширение русского собрания, но и научное изучение темы. В течение ближайших трех лет при поддержке фонда Центр Помпиду будет вести работу по созданию «живого архива» российского современного искусства, специально для чего будут записаны видеоинтервью с художниками и исследователями, переведены на французский язык ключевые тексты, разработана программа конференций и кинопоказов, опубликованы исследовательские статьи.

Программа открытия выставки «Коллекция+» оказалась исключительно насыщенной. Гостей встречал перформанс Юрия Альберта: входящим раздавали небольшие камешки, которые нужно было положить себе в обувь, чтобы время от времени ощущать неудобство, отвлекаться от экспозиции, а затем, уже осознанно, вновь обращать внимание на выставленные работы, напоминая себе о смысле своего присутствия на выставке.

На круглом столе «Как коллекционировать современное русское искусство сегодня» хедлайнером стал Игорь Цуканов, выступивший с полноценным докладом о своей коллекции Tsukanov Art Collection. Moscow Art 1960–1980. Одновременно в соседнем зале гости вернисажа стали участниками перформанса Андрея Кузькина. Следуя призыву плаката, под которым сидел художник: «Не упустите свой шанс прикоснуться к бесконечности», зрители передавали Кузькину принадлежащие им предметы, которые лауреат Премии Кандинского превращал в произведения искусства. Терпеливо стоя в очереди, участники перформанса извлекали из сумок и карманов фотографии, монеты, спичечные коробки, обертки от шоколадок, которые становились центрами графических композиций из каллиграфически написанных цифр, фрагментов текстов и цветовых акцентов.

Гости продолжали прибывать, и к моменту начала официальной церемонии открытия, где выступили президент Центра Помпиду Серж Лавинь, директор музея Бернар Блистен, директор Фонда В.Потанина Оксана Орачева, русский и французский кураторы проекта Ольга Свиблова и Николя Люччи-Гутников, музейным смотрителям приходилось внимательно следить за тем, чтобы из-за толчеи не пострадали экспонаты.

Потом были кураторские экскурсии по экспозиции, а ближе к концу вечера в одном из залов публика с воодушевлением принимала мастер-класс «Синих носов» (с просмотром уже ставших легендарными архивных видеозаписей), а в другом шел показ оперы Дмитрия Александровича Пригова «Россия».

По словам куратора «Коллекции+» Николя Люччи-Гутникова, на начальных этапах проекта получать согласие на передачу произведений в музей нередко удавалось исключительно благодаря настойчивости Ольги Свибловой, но успех открывшейся в сентябре выставки вдохновил и старых и новых дарителей и есть надежда на продолжение поступлений в коллекцию. В планах музея — открыть свое собрание для работ молодых российских авторов, одновременно заполняя существующие в нем исторические лакуны. Куратора интересует творчество ленинградских нонконформистов; он также отметил, что на фоне сильных коллекций русского авангарда и современного искусства в Центре Помпиду практически не представлены художники-соцреалисты и такие мастера, как, например, Кузьма Петров-Водкин и Александр Дейнека. Останавливаться на достигнутом Центр Помпиду не собирается, поскольку, по словам Люччи-Гутникова, коллекция никогда не заканчивается, потому что не заканчивается искусство.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+