18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Человек, который продавал друзей: Пикассо, Матисса, Брака и Леже

№51
Материал из газеты

В Музее Майоля открывается выставка о жизни и коллекции Поля Розенберга

Выставка «Улица Боэси, 21», посвященная Полю Розенбергу (1881–1959), знаменитому торговцу искусством первой половины XX века, другу и советчику Пикассо, Матисса, Брака и Леже, стала реальностью во многом благодаря его внучке — французской журналистке Анне Синклер. Пару лет назад она написала книгу про деда — «21 rue la Boétie», где биография переплетается с историей искусства и трагическими событиями ХХ века. Розенберг был не просто их свидетелем, но, увы, и жертвой. Из оккупированного Парижа, прихватив часть картин, он с семьей спешно уехал в США, а его галерея была превращена в Институт изучения еврейских вопросов — центр антисемитской пропаганды. По книге Синклер и сделана выставка, с успехом прошедшая в бельгийском Льеже и вот теперь открывающаяся в Париже.

Галерею по адресу улица Боэси, д. 21 в VIII округе Парижа Розенберг открыл в 1910 году. Изначально вместе с братом Леоном они взяли бразды правления из рук отца, у которого была антикварная лавка, но вскоре каждый пошел своим путем. Леон бился за кубистов, Поль — за модернистов. Тогда и началась дружба с Пикассо. Его прежний маршан Даниель-Анри Канвайлер из-за своего немецкого происхождения с 1914 года не мог больше работать во Франции, и Розенберг удачно воспользовался моментом. Жан Кокто называл этот период возвращением Пикассо в «нормальное русло», а его новая жена Ольга Хохлова мечтала сделать из него салонного художника. Судя по классическому портрету Маргерит Розенберг с дочерью Мишелин — не противился этому и сам галерист. Несмотря на свои прогрессивные взгляды, Розенберг уже не был поклонником кубистов. Что до коммерческих вкусов, то он всегда вел двойную игру: дорого продавал тех художников, которых не любил, и продвигал тех, кто ему нравился. В своей галерее маршан развел их по разным этажам: сначала клиенты попадали к мэтрам, а затем им предлагалось отведать кое-что новенькое. Состоятельных покупателей Розенберг искал не только в Европе. Он, как и его предшественники, отправился за ними в США. Для продвижения своих художников Розенберг пускал в ход весь арсенал средств: не скупился на выпуск каталогов, организацию выставок, рекламу в газетах и участие в салонах. Розенберг много работал и с американскими институциями, предпочитая сотрудничать с небольшими провинциальными музеями, где было меньше ограничений и предписаний, а денег более чем достаточно. К моменту оккупации Франции в 1940 году собрание Розенберга насчитывало несколько сотен произведений.

Скульптуры Майоля и Родена остались в галерее, а самые ценные картины Брака, Пикассо и Матисса ему удалось вывезти и сдать на хранение в один из банков близ Бордо, но и их в итоге конфисковали немцы, и почти все они попали в коллекцию Германа Геринга.

Сегодня потомки собирают шедевры деда по всему миру. Один из последних вновь обретенных — «Женщина в голубом перед камином» Матисса. Розенберг купил ее у художника в 1937 году, затем она оказалась у Геринга, а после войны ее приобрел норвежский коллекционер Нилс Унстад, и в итоге она осела в одном частном музее в пригороде Осло. В 2012 году холст участвовал в выставке Матисса в Центре Помпиду — тут-то его и заметили искусствоведы. Музей сдался практически без боя, и через два года картина вернулась к наследникам Розенберга. 

Музей Майоля
Улица Боэси, 21. Пикассо, Матисс, Брак, Леже
2 марта – 23 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+