18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что случилось в мире искусства 27 февраля

Мигель Фаломир возглавит Музей Прадо в Испании, экспозицию будущего Музея современного искусства на Луне выложили в Сеть, сын группенфюрера СС вернул Польше картины, украденные его отцом. Эти и другие новости — в нашем обзоре

Сара Моррис. «Монарх». 2017. Courtesy of the artist and LUMA
Сара Моррис. «Монарх». 2017. Courtesy of the artist and LUMA

Мигель Фаломир возглавит Музей Прадо в Испании. Несмотря на то что решение еще требует подтверждения испанского правительства и одобрения попечителей (встречи пройдут в середине марта), совет музея 22 февраля единогласно проголосовал за 51-летнего специалиста по Ренессансу. Фаломир начал работу в Прадо в 1997 году в должности руководителя отдела искусства итальянского и французского Ренессанса, был куратором крупных выставок Тициана, Тинторетто, Рафаэля. Бывший директор музея Мигель Сугаса, занимавший этот пост 15 лет, поддержал кандидатуру Фаломира, отметив его огромный вклад в подготовку к празднованию 200-летия Прадо, которое пройдет в 2019 году. Сам Сугаса займет должность руководителя Музея изобразительных искусств Бильбао.


Британская художница Сара Моррис превратила поездку через Альпы в арт-путешествие. С первых чисел марта и в последующие четыре года 54-метровый панорамный поезд, курсирующий из швейцарского Монтре в Цвайзиммен, покроется разноцветной графикой в духе геометрических абстракций художницы. Вдохновение Моррис черпала в окрасе гусеницы бабочки-монарха, а также в истории жизни и увлечениях писателя Владимира Набокова, который жил в Монтре с 1961 по 1977 год и, как известно, был страстным коллекционером бабочек. Проект создавался в рамках выставки «Отметка 1049. Лавина», куда вошли еще 11 site-specific-проектов, познакомиться с которыми можно на официальном сайте.


«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи возвращается в Галерею Уффици после реставрации. Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер, что, в свою очередь, вызывало споры между специалистами, которые боялись приступать к восстановлению панно, чтобы не исказить изначальный замысел. Теперь реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийском музее с 28 марта по 24 сентября на выставке «Волшебный космос. Возрожденное „Поклонение волхвов“». Обновленному шедевру составит пару одноименная работа ученика Боттичелли Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо.


Крупнейшая частная коллекция Рембрандта отправится в турне. В парижском Лувре открылась выставка работ из коллекции нью-йоркского предпринимателя Томаса Каплана, который с 2005 года приобрел 11 работ художника. Всего в мире существует около 35 картин Рембрандта, принадлежащих частным владельцам (неточность цифры связана с вопросами атрибуции). Вместе с произведениями Рембрандта в Лувре выставлены работы художников его эпохи, входивших в лейденскую гильдию святого Луки (по имени родного города Рембрандта Каплан и назвал свою коллекцию — лейденская): Герарда Доу, Франса ван Мириса, Яна Стена и Яна Вермеера. После завершения выставки гораздо более масштабная экспозиция отправится в Шанхай, Пекин и Абу-Даби. В беседе с The Art Newspaper коллекционер объяснил, что выставка имеет символическое значение: «Сейчас нам нужно возводить мосты между различными культурами, а не сжигать их. Делать существующие стены ниже, а не строить новые». Подробности — на нашем сайте.


«Гараж» запустил сайт о российском современном искусстве. Сейчас на сайте в разделе «Исследования» можно прочитать эссе о художественной жизни регионов, написанные кураторами первой Триеннале современного российского искусства музея «Гараж». В ходе подготовки выставки они посетили более 40 городов во всех восьми федеральных округах России. В разделе «Выставка» размещена информация об основном проекте триеннале, который пройдет в «Гараже» и Парке Горького, будет состоять из работ почти 70 художников и авторских коллективов и станет первым в истории музея столь крупным показом российского искусства. Планируется, что информация на сайте будет регулярно обновляться. Подробнее о проекте и художниках триеннале читайте в нашем материале.


Экспозиция будущего Музея современного искусства на Луне (MOCAM) доступна онлайн. Музей был задуман в 2016 году художником Хулио Орта, уверенным, что в ближайшем будущем колонизация спутника Земли неизбежна. «Лунная деревня стоит всего $10 млрд. Это дешевле, чем один американский авианосец», — объясняет он. Художник при поддержке Музея современного искусства Индианаполиса официально приобрел участок на Луне размером около 81 тыс. кв. м в зоне D6 квадранта Чарли. У здания уже есть готовый план, разработанный архитектором Маурицио Мастропьеро. Экспонаты и список художников первой лунной выставки под названием «Таинственные неизвестные в сердце империи» доступны в онлайн-формате на страничке музея. Оригиналы, которые, как сказано на сайте, создавались с учетом «встречи с любыми формами разумной жизни», можно увидеть до 15 апреля в Музее реального и необычного, созданном при Художественном музее Индианаполиса.


Сын группенфюрера СС вернул Польше картины, украденные его родителями. Назначенный нацистами губернатором Кракова и Галиции Отто Вехтер в 1939 году руководил вывозом из Национального музея в Кракове нескольких сотен тысяч произведений искусства. Его сыну Хорсту Вехтеру удалось вернуть три картины из вывезенных тогда во дворец Потоцких, где располагалась краковская штаб-квартира СС. Как отмечает газета Guardian, Хорст Вехтер потратил несколько лет, чтобы вернуть произведения искусства польскому государству. Вице-президент Европейского парламента Ричард Чарнецкий отметил, что «это, вероятно, первый случай, когда член семьи одного из важнейших нацистских оккупантов вернул полотна, вывезенные из Польши во время войны».

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+