18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Союз нерушимый

Санкт-Петербургский союз художников отметил свое 85-летие выставкой в Манеже в традициях 40-летней давности

Юбилейной выставкой Санкт-Петербургский союз художников претендует не только на то, чтобы отсчитывать свою историю от Императорского общества поощрения художеств, которому через три года исполнится 200 лет, но и на возвращение утраченного влияния, а вместе с ним и на внимание со стороны властей.

Выставка проходит в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», который возник в 1977 году как экспозиционная площадка Союза художников. Завершившаяся прошлым летом реконструкция Манежа, радикально изменившая и интерьеры, и выставочную политику главного городского зала, отозвалась в традиционно консервативной творческой организации недовольством, которое разделял и председатель Союза, известный скульптор Альберт Чаркин. Теперь Санкт-Петербургский союз художников, который после недавней кончины Чаркина возглавил его многолетний заместитель Александр Сайков, берет реванш.

В союз входят, как указано в пресс-релизе выставки, 4128 художников. На выставке в Манеже представлено 2 тыс. экспонатов, и количество работ делает заведомо невозможной ее какую-либо серьезную профессиональную оценку. Индивидуальные манеры художников в такой массе неразличимы, сами авторы стремятся оперировать привычными для них ремесленными критериями. Цеховой принцип, по которому делится экспонируемое искусство, нивелирует частное в пользу общего: аванзал Манежа занимают монументалисты, две боковые галереи первого этажа отданы графическому цеху, а его середина — декоративно-прикладному, на втором этаже показаны живописцы, по всему залу разбросана скульптура. Художники отвоевывают себе любое свободное место, окончательно сводя на нет ясность выставочного пространства. Один только внешний вид этой экспозиции переносит зрителя на три или четыре десятилетия назад, и невольно вспоминаются «отчетные» или же «датские» (то есть к дате, как день рождения Ленина или годовщина Октябрьской революции) выставки времен позднего застоя.

Хотя художественные отличия выставки 2017 года от, к примеру, того же 1977 года все же есть. Это касается не только графики, по традиции всегда бывшей более «западнической». Ортодоксальных реалистов, раньше носивших приставку «соц-», в живописном разделе стало мало. Даже постимпрессионистической манеры, которая еще совсем недавно была основной среди союзовских мастеров кисти, немного, она уступила главенство слабым рецепциям экспрессионизма и гиперреализма, которые делаются художниками 1970-х и 1980-х годов рождения, о чем можно судить по этикеткам.

Среди приветственных слов на вернисаже — председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко и спикера городского законодательного собрания Вячеслава Макарова — прозвучало и письмо зампредседателя думского комитета по культуре Владимира Бортко. В нем известный кинорежиссер и автор перестроечного фильма «Единожды солгав» о судьбе художника-нонконформиста, перековавшегося в соцреалисты, противопоставляет «подлинное искусство», которое показано на выставке, «навязываемым и коммерческим поделкам».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+