18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Союз нерушимый

Санкт-Петербургский союз художников отметил свое 85-летие выставкой в Манеже в традициях 40-летней давности

Юбилейной выставкой Санкт-Петербургский союз художников претендует не только на то, чтобы отсчитывать свою историю от Императорского общества поощрения художеств, которому через три года исполнится 200 лет, но и на возвращение утраченного влияния, а вместе с ним и на внимание со стороны властей.

Выставка проходит в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», который возник в 1977 году как экспозиционная площадка Союза художников. Завершившаяся прошлым летом реконструкция Манежа, радикально изменившая и интерьеры, и выставочную политику главного городского зала, отозвалась в традиционно консервативной творческой организации недовольством, которое разделял и председатель Союза, известный скульптор Альберт Чаркин. Теперь Санкт-Петербургский союз художников, который после недавней кончины Чаркина возглавил его многолетний заместитель Александр Сайков, берет реванш.

В союз входят, как указано в пресс-релизе выставки, 4128 художников. На выставке в Манеже представлено 2 тыс. экспонатов, и количество работ делает заведомо невозможной ее какую-либо серьезную профессиональную оценку. Индивидуальные манеры художников в такой массе неразличимы, сами авторы стремятся оперировать привычными для них ремесленными критериями. Цеховой принцип, по которому делится экспонируемое искусство, нивелирует частное в пользу общего: аванзал Манежа занимают монументалисты, две боковые галереи первого этажа отданы графическому цеху, а его середина — декоративно-прикладному, на втором этаже показаны живописцы, по всему залу разбросана скульптура. Художники отвоевывают себе любое свободное место, окончательно сводя на нет ясность выставочного пространства. Один только внешний вид этой экспозиции переносит зрителя на три или четыре десятилетия назад, и невольно вспоминаются «отчетные» или же «датские» (то есть к дате, как день рождения Ленина или годовщина Октябрьской революции) выставки времен позднего застоя.

Хотя художественные отличия выставки 2017 года от, к примеру, того же 1977 года все же есть. Это касается не только графики, по традиции всегда бывшей более «западнической». Ортодоксальных реалистов, раньше носивших приставку «соц-», в живописном разделе стало мало. Даже постимпрессионистической манеры, которая еще совсем недавно была основной среди союзовских мастеров кисти, немного, она уступила главенство слабым рецепциям экспрессионизма и гиперреализма, которые делаются художниками 1970-х и 1980-х годов рождения, о чем можно судить по этикеткам.

Среди приветственных слов на вернисаже — председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко и спикера городского законодательного собрания Вячеслава Макарова — прозвучало и письмо зампредседателя думского комитета по культуре Владимира Бортко. В нем известный кинорежиссер и автор перестроечного фильма «Единожды солгав» о судьбе художника-нонконформиста, перековавшегося в соцреалисты, противопоставляет «подлинное искусство», которое показано на выставке, «навязываемым и коммерческим поделкам».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+