18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Союз нерушимый

Санкт-Петербургский союз художников отметил свое 85-летие выставкой в Манеже в традициях 40-летней давности

Юбилейной выставкой Санкт-Петербургский союз художников претендует не только на то, чтобы отсчитывать свою историю от Императорского общества поощрения художеств, которому через три года исполнится 200 лет, но и на возвращение утраченного влияния, а вместе с ним и на внимание со стороны властей.

Выставка проходит в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», который возник в 1977 году как экспозиционная площадка Союза художников. Завершившаяся прошлым летом реконструкция Манежа, радикально изменившая и интерьеры, и выставочную политику главного городского зала, отозвалась в традиционно консервативной творческой организации недовольством, которое разделял и председатель Союза, известный скульптор Альберт Чаркин. Теперь Санкт-Петербургский союз художников, который после недавней кончины Чаркина возглавил его многолетний заместитель Александр Сайков, берет реванш.

В союз входят, как указано в пресс-релизе выставки, 4128 художников. На выставке в Манеже представлено 2 тыс. экспонатов, и количество работ делает заведомо невозможной ее какую-либо серьезную профессиональную оценку. Индивидуальные манеры художников в такой массе неразличимы, сами авторы стремятся оперировать привычными для них ремесленными критериями. Цеховой принцип, по которому делится экспонируемое искусство, нивелирует частное в пользу общего: аванзал Манежа занимают монументалисты, две боковые галереи первого этажа отданы графическому цеху, а его середина — декоративно-прикладному, на втором этаже показаны живописцы, по всему залу разбросана скульптура. Художники отвоевывают себе любое свободное место, окончательно сводя на нет ясность выставочного пространства. Один только внешний вид этой экспозиции переносит зрителя на три или четыре десятилетия назад, и невольно вспоминаются «отчетные» или же «датские» (то есть к дате, как день рождения Ленина или годовщина Октябрьской революции) выставки времен позднего застоя.

Хотя художественные отличия выставки 2017 года от, к примеру, того же 1977 года все же есть. Это касается не только графики, по традиции всегда бывшей более «западнической». Ортодоксальных реалистов, раньше носивших приставку «соц-», в живописном разделе стало мало. Даже постимпрессионистической манеры, которая еще совсем недавно была основной среди союзовских мастеров кисти, немного, она уступила главенство слабым рецепциям экспрессионизма и гиперреализма, которые делаются художниками 1970-х и 1980-х годов рождения, о чем можно судить по этикеткам.

Среди приветственных слов на вернисаже — председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко и спикера городского законодательного собрания Вячеслава Макарова — прозвучало и письмо зампредседателя думского комитета по культуре Владимира Бортко. В нем известный кинорежиссер и автор перестроечного фильма «Единожды солгав» о судьбе художника-нонконформиста, перековавшегося в соцреалисты, противопоставляет «подлинное искусство», которое показано на выставке, «навязываемым и коммерческим поделкам».

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+