Корпорации-спонсоры избегают рискованных действий

Фирмы продолжают оказывать поддержку искусству несмотря на экономический спад, но становятся все более
требовательными в выборе тех выставок и учреждений, которым они соглашаются помогать.

«В разгар рецессии деньги еще есть, но что нам нужно иметь, так это уверенность», — говорит Филипп Спеддинг, директор британской группы по развитию партнерства частного и государственного сектора «Искусство и бизнес». «Кроме того, — добавляет он, — если вы вот-вот уволите половину своего штата, то спонсирование некоего художественного проекта может быть неправильно понято».

Последний опубликованный анализ группы «Искусство и бизнес» показал, что инвестиции предприятий в искусство в Великобритании падали четыре года подряд и в 2011 году спад составил 7%. За Атлантикой схожая ситуация. После того как началась экономическая рецессия, корпораций, к которым музеи могут обратиться за помощью, становится все меньше и меньше, утверждает Рена Де Систо, руководитель отдела искусства и культуры в американском банке Merrill Lynch. При этом ее банк, который в настоящее время спонсирует выставку Лихтенштейн. Ретроспектива (до 27 мая) в галерее Тейт Модерн, «сохранил верность» делу поддержки искусства.

Лидеры международного бизнеса чутко прислушиваются к сигналам, которые спонсоры искусств могут посылать обществу в трудные времена, и ведут осторожную игру в отношении поддерживаемых ими учреждений. Юридическая фирма Taylor Wessing спонсировала проведение конкурса на лучший фотографический портрет в лондонской Национальной портретной галерее с 2008 года и только недавно обязалась оказывать поддержку этому конкурсу еще три года. Тим Эйлес, управляющий партнер Taylor Wessing UK, сказал: «Вы можете быть абсолютно уверены, что качество работ в Национальной портретной галерее будет превосходно». А Роланд Радд, партнер-учредитель компании по организации международной связи RLM Finsbury, полон похвал галерее Тейт (его фирма спонсировала выставку Пикассо и современное британское искусство в 2012 году). Радд, ставший председателем корпоративной консультативной группы в Тейт в 2009 году, утверждает, что галерея была в состоянии заработать деньги и в условиях экономического спада благодаря своему «уникальному» влиянию и охвату зрительской аудитории.

Де Систо говорит, что спонсорская поддержка выставок банком Merrill Lynch стала «более глобальной по своей природе», потому что «выросла так же, как выросла наша компания, не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения тех регионов, с которыми мы работаем». Выставка Роя Лихтенштейна открылась в Институте искусств Чикаго в прошлом году, потом она переместилась в Национальную художественную галерею в Вашингтоне, теперь после Лондона отправится в Париж, в Центр Помпиду (с 3 июля по 4 ноября).

Однако, чем дальше вниз по богатому списку музеев, тем труднее им находить поддержку. Филипп Спеддинг считает, что непреднамеренный эффект огромных государственных сокращений в программах поддержки искусств проявляется в том, что потенциальных деловых спонсоров иногда отпугивает отсутствие общественного одобрения, а это двойной удар для менее известных организаций. «Я была бы рада, если бы поддержкой местных художественных учреждений занялись компании среднего размера и даже  практикующие специалисты», — говорит Де Систо.

Радд считает, что этот принцип распространяется даже на такие известные учреждения, как галерея Тейт, где труднее найти поддержку для выставки, не имеющей имен-блокбастеров на афише. У выставки Курта Швиттерса в музее Тейт Бритен (до 12 мая), например, нет корпорации-спонсора. «Иногда проект оказывается весьма трудным для реализации, тогда мы заключаем «клубное соглашение», в котором два или три учреждения спонсируют одну выставку вместе», — говорит он. Для организации выставки Генри Мура в Тейт Бритен в 2010 году фирма Радда объединила свои усилия с компаниями Goldman Sachs и British Land. Музеи также все чаще и чаще понимают, что в текущей экономической ситуации потребности обеих сторон в спонсорских отношениях возрастают. Сэнди Нерн, директор Национальной портретной галереи, считает: «Спонсорство — не пожертвование, это сделка. Оно должно работать на бизнес так же, как и на нас». Это важная установка для тех, кто желает найти поддержку у бизнеса, добавляет Спеддинг. «Слишком многие организации,  занимающиеся искусством, просто говорят: «Вот у вас есть деньги, а у нас нет, можем мы взять немного?» — вместо того чтобы сказать: «Что мы можем сделать вместе?» Это жесткое изменение в мировоззрении, но оно должно произойти», — уверен он. Когда эта схема реально работает, она работает в обоих направлениях. Музеи получают необходимые фонды для поддержки своих программ, а фирмы — рентабельный способ продвижения брендов. «Сейчас уметь что-то отложить — важнее, чем когда-либо. Люди сегодня скептически относятся к тому, что фирмы приносят в общество», — говорит Радд.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+