Корпорации-спонсоры избегают рискованных действий

Фирмы продолжают оказывать поддержку искусству несмотря на экономический спад, но становятся все более
требовательными в выборе тех выставок и учреждений, которым они соглашаются помогать.

«В разгар рецессии деньги еще есть, но что нам нужно иметь, так это уверенность», — говорит Филипп Спеддинг, директор британской группы по развитию партнерства частного и государственного сектора «Искусство и бизнес». «Кроме того, — добавляет он, — если вы вот-вот уволите половину своего штата, то спонсирование некоего художественного проекта может быть неправильно понято».

Последний опубликованный анализ группы «Искусство и бизнес» показал, что инвестиции предприятий в искусство в Великобритании падали четыре года подряд и в 2011 году спад составил 7%. За Атлантикой схожая ситуация. После того как началась экономическая рецессия, корпораций, к которым музеи могут обратиться за помощью, становится все меньше и меньше, утверждает Рена Де Систо, руководитель отдела искусства и культуры в американском банке Merrill Lynch. При этом ее банк, который в настоящее время спонсирует выставку Лихтенштейн. Ретроспектива (до 27 мая) в галерее Тейт Модерн, «сохранил верность» делу поддержки искусства.

Лидеры международного бизнеса чутко прислушиваются к сигналам, которые спонсоры искусств могут посылать обществу в трудные времена, и ведут осторожную игру в отношении поддерживаемых ими учреждений. Юридическая фирма Taylor Wessing спонсировала проведение конкурса на лучший фотографический портрет в лондонской Национальной портретной галерее с 2008 года и только недавно обязалась оказывать поддержку этому конкурсу еще три года. Тим Эйлес, управляющий партнер Taylor Wessing UK, сказал: «Вы можете быть абсолютно уверены, что качество работ в Национальной портретной галерее будет превосходно». А Роланд Радд, партнер-учредитель компании по организации международной связи RLM Finsbury, полон похвал галерее Тейт (его фирма спонсировала выставку Пикассо и современное британское искусство в 2012 году). Радд, ставший председателем корпоративной консультативной группы в Тейт в 2009 году, утверждает, что галерея была в состоянии заработать деньги и в условиях экономического спада благодаря своему «уникальному» влиянию и охвату зрительской аудитории.

Де Систо говорит, что спонсорская поддержка выставок банком Merrill Lynch стала «более глобальной по своей природе», потому что «выросла так же, как выросла наша компания, не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения тех регионов, с которыми мы работаем». Выставка Роя Лихтенштейна открылась в Институте искусств Чикаго в прошлом году, потом она переместилась в Национальную художественную галерею в Вашингтоне, теперь после Лондона отправится в Париж, в Центр Помпиду (с 3 июля по 4 ноября).

Однако, чем дальше вниз по богатому списку музеев, тем труднее им находить поддержку. Филипп Спеддинг считает, что непреднамеренный эффект огромных государственных сокращений в программах поддержки искусств проявляется в том, что потенциальных деловых спонсоров иногда отпугивает отсутствие общественного одобрения, а это двойной удар для менее известных организаций. «Я была бы рада, если бы поддержкой местных художественных учреждений занялись компании среднего размера и даже  практикующие специалисты», — говорит Де Систо.

Радд считает, что этот принцип распространяется даже на такие известные учреждения, как галерея Тейт, где труднее найти поддержку для выставки, не имеющей имен-блокбастеров на афише. У выставки Курта Швиттерса в музее Тейт Бритен (до 12 мая), например, нет корпорации-спонсора. «Иногда проект оказывается весьма трудным для реализации, тогда мы заключаем «клубное соглашение», в котором два или три учреждения спонсируют одну выставку вместе», — говорит он. Для организации выставки Генри Мура в Тейт Бритен в 2010 году фирма Радда объединила свои усилия с компаниями Goldman Sachs и British Land. Музеи также все чаще и чаще понимают, что в текущей экономической ситуации потребности обеих сторон в спонсорских отношениях возрастают. Сэнди Нерн, директор Национальной портретной галереи, считает: «Спонсорство — не пожертвование, это сделка. Оно должно работать на бизнес так же, как и на нас». Это важная установка для тех, кто желает найти поддержку у бизнеса, добавляет Спеддинг. «Слишком многие организации,  занимающиеся искусством, просто говорят: «Вот у вас есть деньги, а у нас нет, можем мы взять немного?» — вместо того чтобы сказать: «Что мы можем сделать вместе?» Это жесткое изменение в мировоззрении, но оно должно произойти», — уверен он. Когда эта схема реально работает, она работает в обоих направлениях. Музеи получают необходимые фонды для поддержки своих программ, а фирмы — рентабельный способ продвижения брендов. «Сейчас уметь что-то отложить — важнее, чем когда-либо. Люди сегодня скептически относятся к тому, что фирмы приносят в общество», — говорит Радд.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+