Корпорации-спонсоры избегают рискованных действий

Фирмы продолжают оказывать поддержку искусству несмотря на экономический спад, но становятся все более
требовательными в выборе тех выставок и учреждений, которым они соглашаются помогать.

«В разгар рецессии деньги еще есть, но что нам нужно иметь, так это уверенность», — говорит Филипп Спеддинг, директор британской группы по развитию партнерства частного и государственного сектора «Искусство и бизнес». «Кроме того, — добавляет он, — если вы вот-вот уволите половину своего штата, то спонсирование некоего художественного проекта может быть неправильно понято».

Последний опубликованный анализ группы «Искусство и бизнес» показал, что инвестиции предприятий в искусство в Великобритании падали четыре года подряд и в 2011 году спад составил 7%. За Атлантикой схожая ситуация. После того как началась экономическая рецессия, корпораций, к которым музеи могут обратиться за помощью, становится все меньше и меньше, утверждает Рена Де Систо, руководитель отдела искусства и культуры в американском банке Merrill Lynch. При этом ее банк, который в настоящее время спонсирует выставку Лихтенштейн. Ретроспектива (до 27 мая) в галерее Тейт Модерн, «сохранил верность» делу поддержки искусства.

Лидеры международного бизнеса чутко прислушиваются к сигналам, которые спонсоры искусств могут посылать обществу в трудные времена, и ведут осторожную игру в отношении поддерживаемых ими учреждений. Юридическая фирма Taylor Wessing спонсировала проведение конкурса на лучший фотографический портрет в лондонской Национальной портретной галерее с 2008 года и только недавно обязалась оказывать поддержку этому конкурсу еще три года. Тим Эйлес, управляющий партнер Taylor Wessing UK, сказал: «Вы можете быть абсолютно уверены, что качество работ в Национальной портретной галерее будет превосходно». А Роланд Радд, партнер-учредитель компании по организации международной связи RLM Finsbury, полон похвал галерее Тейт (его фирма спонсировала выставку Пикассо и современное британское искусство в 2012 году). Радд, ставший председателем корпоративной консультативной группы в Тейт в 2009 году, утверждает, что галерея была в состоянии заработать деньги и в условиях экономического спада благодаря своему «уникальному» влиянию и охвату зрительской аудитории.

Де Систо говорит, что спонсорская поддержка выставок банком Merrill Lynch стала «более глобальной по своей природе», потому что «выросла так же, как выросла наша компания, не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения тех регионов, с которыми мы работаем». Выставка Роя Лихтенштейна открылась в Институте искусств Чикаго в прошлом году, потом она переместилась в Национальную художественную галерею в Вашингтоне, теперь после Лондона отправится в Париж, в Центр Помпиду (с 3 июля по 4 ноября).

Однако, чем дальше вниз по богатому списку музеев, тем труднее им находить поддержку. Филипп Спеддинг считает, что непреднамеренный эффект огромных государственных сокращений в программах поддержки искусств проявляется в том, что потенциальных деловых спонсоров иногда отпугивает отсутствие общественного одобрения, а это двойной удар для менее известных организаций. «Я была бы рада, если бы поддержкой местных художественных учреждений занялись компании среднего размера и даже  практикующие специалисты», — говорит Де Систо.

Радд считает, что этот принцип распространяется даже на такие известные учреждения, как галерея Тейт, где труднее найти поддержку для выставки, не имеющей имен-блокбастеров на афише. У выставки Курта Швиттерса в музее Тейт Бритен (до 12 мая), например, нет корпорации-спонсора. «Иногда проект оказывается весьма трудным для реализации, тогда мы заключаем «клубное соглашение», в котором два или три учреждения спонсируют одну выставку вместе», — говорит он. Для организации выставки Генри Мура в Тейт Бритен в 2010 году фирма Радда объединила свои усилия с компаниями Goldman Sachs и British Land. Музеи также все чаще и чаще понимают, что в текущей экономической ситуации потребности обеих сторон в спонсорских отношениях возрастают. Сэнди Нерн, директор Национальной портретной галереи, считает: «Спонсорство — не пожертвование, это сделка. Оно должно работать на бизнес так же, как и на нас». Это важная установка для тех, кто желает найти поддержку у бизнеса, добавляет Спеддинг. «Слишком многие организации,  занимающиеся искусством, просто говорят: «Вот у вас есть деньги, а у нас нет, можем мы взять немного?» — вместо того чтобы сказать: «Что мы можем сделать вместе?» Это жесткое изменение в мировоззрении, но оно должно произойти», — уверен он. Когда эта схема реально работает, она работает в обоих направлениях. Музеи получают необходимые фонды для поддержки своих программ, а фирмы — рентабельный способ продвижения брендов. «Сейчас уметь что-то отложить — важнее, чем когда-либо. Люди сегодня скептически относятся к тому, что фирмы приносят в общество», — говорит Радд.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
6
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
7
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+