Метафизический карнавал

Работы Михаила Шемякина на театральные темы во всевозможных техниках вплоть до фарфора и серебра покажут в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства

Кулон-подвес "Крысенок в сыре", образ из балета "Щелкунчик". Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Кулон-подвес "Яйцо-колыбель", образ из балета "Волшебный орех". Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Кулон-подвес "Счастливый башмак", образ из балета "Щелкунчик". Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Серьги "Снежинка", образ из балета "Щелкунчик". Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Кулон-подвес "Крысенок в сыре", образ из балета "Щелкунчик".
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Кулон-подвес "Яйцо-колыбель", образ из балета "Волшебный орех".
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Кулон-подвес "Счастливый башмак", образ из балета "Щелкунчик".
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Серьги "Снежинка", образ из балета "Щелкунчик".
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Тема карнавала всегда была одной из главных для Михаила Шемякина — карнавала мистического, гофманианского. Художник начинал, как и положено советскому нонконформисту, с работы вахтером и грузчиком в Эрмитаже, с изгнания из школы при Репинском институте, а потом и из страны. С тех пор Шемякин получил мировую известность и вернулся в Россию, но его мрачноватые двусмысленные (не разберешь, люди или куклы) персонажи не изменились. Кажется естественным, что первой его театральной работой была постановка оперы Дмитрия Шостаковича «Нос», над которой художник трудился в студии Ленинградской консерватории в 1967 году. С тех пор были серии графических листов и скульптур с характерными персонажами и, главное, балетная гофманиана Шемякина — костюмы и сценография спектаклей «Щелкунчик» (2001), «Принцесса Пирлипат» (2003) и «Волшебный орех» (2005) в Мариинском театре. Именно работы для этих постановок являются основой открывающейся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства выставки. Они дополнены работами для других, одноактных балетов, костюмами шествия «Великое посольство Петра Первого», которое Михаил Шемякин вместе с Вячеславом Полуниным ставил для карнавала в Венеции, литографиями из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга». Интересно, что герои Шемякина из графики и сценографии вырвались в объем: в фарфор (представлена серия, созданная на Императорском фарфоровом заводе), елочные игрушки, миниатюры (совместно с ювелирным домом Sasonko). В организации выставки принимает участие Фонд Михаила Шемякина.

Выставка открыта с 16 февраля до 9 апреля.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+