Тема карнавала всегда была одной из главных для Михаила Шемякина — карнавала мистического, гофманианского. Художник начинал, как и положено советскому нонконформисту, с работы вахтером и грузчиком в Эрмитаже, с изгнания из школы при Репинском институте, а потом и из страны. С тех пор Шемякин получил мировую известность и вернулся в Россию, но его мрачноватые двусмысленные (не разберешь, люди или куклы) персонажи не изменились. Кажется естественным, что первой его театральной работой была постановка оперы Дмитрия Шостаковича «Нос», над которой художник трудился в студии Ленинградской консерватории в 1967 году. С тех пор были серии графических листов и скульптур с характерными персонажами и, главное, балетная гофманиана Шемякина — костюмы и сценография спектаклей «Щелкунчик» (2001), «Принцесса Пирлипат» (2003) и «Волшебный орех» (2005) в Мариинском театре. Именно работы для этих постановок являются основой открывающейся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства выставки. Они дополнены работами для других, одноактных балетов, костюмами шествия «Великое посольство Петра Первого», которое Михаил Шемякин вместе с Вячеславом Полуниным ставил для карнавала в Венеции, литографиями из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга». Интересно, что герои Шемякина из графики и сценографии вырвались в объем: в фарфор (представлена серия, созданная на Императорском фарфоровом заводе), елочные игрушки, миниатюры (совместно с ювелирным домом Sasonko). В организации выставки принимает участие Фонд Михаила Шемякина.
Выставка открыта с 16 февраля до 9 апреля.