18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Картина как орудие преступления

31 января 2017 года Конституционный суд в Петербурге рассмотрел жалобу коллекционера Александра Певзнера. Приобретенная им за рубежом работа Карла Брюллова уже 13 лет находится под арестом в Русском музее

Скорее всего, решение Конституционного суда наконец поставит точку в судебном разбирательстве в отношении коллекционера Александра Певзнера, которое длилось с небольшими перерывами почти 14 лет и в результате которого он лишился приобретенной им картины Карла Брюллова «Христос во гробе»

Гражданин Германии Александр Певзнер привез картину «Христос во гробе» в Петербург в 2003 году, чтобы, по его словам, провести экспертизу полотна в Государственном Русском музее, поскольку в Европе такого рода экспертиза стоит значительно дороже. Работа выполнена в редкой технике «транспарент» (живопись на просвет), предположительно по заказу графа Николая Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии, покинувшего Россию после покушения на Александра II. Произведение было либо вывезено в конце XIX века в Германию, либо написано Карлом Брюлловым за границей для домовой церкви заказчика в его имении под Мюнхеном. В 1935 году картину передали в русский православный храм в Брюсселе. В 2002 году община продала ее господину Певзнеру, а на следующий год он повез холст в Петербург.

Пока эксперты ГРМ устанавливали авторство полотна, ФСБ инициировало расследование, обвинив Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню». Картина была арестована в качестве вещественного доказательства (часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса РФ). С точки зрения ФСБ, Певзнер был виновен в «недостоверном декларировании»: он не указал авторство Брюллова, оформил временный ввоз без уплаты таможенной пошлины, хотя, как считали следователи, собирался продать картину Русскому музею.

Александр Певзнер вернулся в Германию, из-за чего судебное преследование приостановилось почти на десять лет, и все это время картина оставалась в Русском музее. За истечением срока давности уголовное преследование коллекционера было прекращено, сам он отказался добиваться через суд своего полного оправдания, но картину пытался вернуть. В 2010 году Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга подтвердил, что работа конфискации не подлежит и остается в музее необоснованно. А еще через полгода, летом 2011-го, те самые сотрудники таможенной службы, которые, по их признанию, оформляли в 2003 году декларацию Певзнера, неожиданно вспомнили, что коллекционер дал им взятку за незаконное оформление. «Забывчивых» таможенников обвинили в халатности, а в отношении Певзнера дело возобновилось уже по новому обвинению — в перемещении культурной ценности вообще без таможенного контроля. В результате суд первой инстанции признал Певзнера виновным в контрабанде, а картину — «орудием преступления» и конфисковал ее в пользу РФ. Апелляционный суд опроверг это решение и постановил вернуть полотно владельцу, но коллегия по уголовным делам Верховного суда в апреле 2016 года признала картину Брюллова подлежащей конфискации как «орудие преступления».

По мнению Александра Певзнера, это произошло потому, что пункт 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ «допускает незаконное лишение собственника его имущества», как указал заявитель в своей жалобе. Кроме того, неопределенность понятия «ухудшение положения лица» в части 6 статьи 401 УПК дает возможность судам по-разному применять ее на практике, что ведет к произвольному вмешательству в право собственности и нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом. Именно эти два положения УК коллекционер и просит проверить на соответствие основному закону РФ.

На заседании в Конституционном суде все представители государственных органов и институтов: президента, правительства РФ, Совета Федерации, Госдумы, Генеральной прокуратуры, таможни — поддержали позицию обвинения и отвергли жалобу на неконституционность пункта 1 части 3 статьи 81 и части 6 статьи 401 УПК РФ. Но Максим Крупский, адвокат Александра Певзнера и его представитель в КС, заявил, что считает все обвинения в адрес своего доверителя необоснованными, поскольку его вина не была доказана ни одним судом. «Наши оппоненты неоднократно заявляли, что конфискация осуществляется в связи с преступлением, однако факт совершения преступления при прекращении уголовного преследования не доказан, — сказал в своей заключительной речи адвокат. — Что же касается контрабанды и отнесения или неотнесения предметов контрабанды к орудиям преступления, то существующая правоприменительная практика неоднозначно оценивает этот вопрос. Однако, по моему мнению, статья 104.1 Уголовного кодекса внесла ясность: она четко разделяет орудия преступления и предметы, незаконно перемещенные через границу».

Эту позицию поддержала и Наталья Евдокимова, представитель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. «Первый раз в своей практике сталкиваюсь с тем, что картину объявляют „орудием преступления“, — сказала она в разговоре с корреспондентом TANR. — Предметом — да, но не орудием. И хотя наш совет не усматривает неконституционности в тех положениях УПК, которые просит проверить господин Певзнер, мы просим КС обратить внимание и дать точное разъяснение по вопросу, что считается орудием преступления, что — предметом, и ответить, правомерна ли в данном случае конфискация или нет. Кроме того, на мой взгляд, надо менять нормы Таможенного кодекса, но это не дело КС, это дело наших законодателей, которые, к сожалению, не торопятся этого делать».

Решение Конституционного суда, скорее всего, станет известно не раньше конца февраля. Оно будет принято на закрытом заседании, а затем его объявят заявителю.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+