В Санкт-Петербурге открылся десятый фестиваль медиа-искусства «Киберфест»

Российские художники изживают страхи, связанные с медиа и техникой. В последнее десятилетие многим из них удалось приручить и одомашнить новые технологии, соединив их с бедной эстетикой

Анна Франц. "Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода". Медиаинсталляция, 2016. Фото: Павел Герасименко,  TANR
Анна Франц. "Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода". Медиаинсталляция, 2016.
Фото: Павел Герасименко,  TANR

Фестиваль «Киберфест» — юбилейный: десять лет назад в Петербурге возникла медиалаборатория Cyland для художников и кураторов, работающих в области новых технологий, организованная Анной Франц и Мариной Колдобской.

С 2007 года начал проходить фестиваль медиаискусства, год от года расширяющий свою географию, список участников и направления работы. В различных выставках и программах нынешнего «Киберфеста», проходящего на семи площадках Петербурга, участвуют свыше 70 художников и групп.

Участники двух основных выставочных проектов (экспозиция «Эффект присутствия», собранная Анной Франц, развернута в залах Художественно-промышленной академии имени Штиглица, а «Интерпретации», куратором которых выступила художник Елена Губанова, занимают парадные залы Научно-исследовательского музея Российской академии художеств) — известные российские и зарубежные художники.

Среди работ, показанных в рамках «Интерпретаций», есть хорошо знакомые зрителям по другим выставкам, а одна из самых эффектных инсталляций — «Репетиция» Ирины Наховой — создана в 2003 году. Но в парадных залах Академии художеств все произведения (как известные, так и показанные впервые) смотрятся необычно.

В пространстве, исторически связанном с классическим искусством, еще никогда не показывались в таком количестве работы известных авторов медиаарта — это группа «Куда бегут собаки», Дмитрий Каварга, Александра Дементьева, Дмитрий vtol Морозов, Сергей Катран и многие другие.

Сложность и технологический перфекционизм, которые обычно отличают медиаобъекты, предполагают высокие затраты на производство, поэтому слабая материальная база была причиной замедленного развития искусства новых технологий в нашей стране.

Кроме того, российскими художниками долго изживался понятный пафос новизны, связанный с медиа и техникой. В последнее десятилетие многим из них удалось приручить и одомашнить новые технологии, соединив их с бедной эстетикой.

Из представленных на выставке это лучше всего получилось у Марины Алексеевой в работе «Верность. Верность. Верность» — собака, лающая на приближающегося зрителя по команде программы, задумана как оммаж скандальной эрмитажной инсталляции Яна Фабра, или у Александра Шишкина-Хокусая — его «Ванна Марата» с опускающимися и поднимающимися крыльями гения, погруженными в черную жижу, не скрывает бэкграунд театрального художника.

«Киберфест» превратился за эти годы в известный бренд. Фестиваль остается неизменным, и в этой предсказуемости — его сила и слабость. Те технические приемы, что используются во многих работах, за десять лет успели перейти в сферу поп-культуры и энтертейнмента, так что сейчас не удивят любого подростка с гаджетами.

Коэн Тейс (Бельгия). Death Fucking Metal. Видео, 2013
Коэн Тейс (Бельгия). Death Fucking Metal. Видео, 2013

Дополненная реальность получила место в айфоне для ловли покемонов, а интерактив стал частью аттракционов в торгово-развлекательном комплексе. В результате искусство, задумывавшееся как передовое, очень часто проигрывает современной культуре «на ровном месте». И это не могут исправить постаревшие бессильные рок-звезды, которых показывает бельгийский художник Коэн Тейс в видео Death Fucking Metal.

Медиаарт полностью изменил музейные залы: они погружены в темноту, а звуки рождают навязчивые ассоциации с дискотекой или клубом. Тициановский и Рафаэлевский залы, которые раздроблены на части диагоналями черных поблескивающих стендов, лишились ясности и превратились во враждебные пространства клаустрофобии.

Современное искусство оказалось во всем несомасштабно вечной академической красоте, и эту ситуацию не способны исправить оммажи классике. В работе Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» это медленно и постепенно изменяющийся витраж средневекового собора в Мельбурне, а в «Посвящении Вермееру» Людмилы Беловой — анфилада залов Эрмитажа.

Наверное, в петербургской Академии художеств когда-нибудь появится кафедра «новых медиа». Должно быть, к тому времени разделение искусства по техническому признаку уйдет в прошлое.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+