18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

На грани фантастики. Искусство, проверенное электроникой

№45
Материал из газеты

Мегапроект Политехнического музея и центра Ars Electronica о будущем Земли

Все экспонаты выставки Лаборатория Земля, открывшейся на территории «Красного Октября», — произведения искусства и новых технологий одновременно: они излучают электромагнитные волны, пульсируют, сканируют и генерируют нечто из области научной фантастики. А сами участники выставки больше напоминают ученых из воображаемого НИИ медиаарта, которые проектируют будущее, следуя по стопам Леонардо да Винчи, не разделявшего занятия искусством и наукой. Эту научно-художественную лабораторию придумали совместно две ведущие институции, занимающиеся «умным искусством»: Политехнический музей и центр Ars Electroniсa (крупнейший фестиваль в австрийском Линце, куда ежегодно съезжаются физики и лирики со всего мира). Теперь работы призеров Ars Electrоnica последних трех лет, отобранные кураторами Мануэлой Нуво и Натальей Фукс, можно увидеть в Москве вместе с новинками наших авторов.

Все участники выставки условно делятся на теоретиков и практиков. Первые вдохновенно превращают физические явления в художественные, визуализируют новейшие научные теории. Вторые обращены к человеку и изобретают арт-объекты, которые могли бы облегчить или просто украсить земную жизнь. Исландец Финнбоги Петюрссон в своей инсталляции Земля делает видимым электромагнитное поле нашей планеты, переводя звук в изображение. В огромном бассейне генерируется вибрация на частоте 7,8 Гц, создавая физическое явление с романтичным названием «резонанс Шумана», названным так в честь физика Винфрида Отто Шумана, открывшего волновое взаимодействие Земли и ионосферы. А художник и музыкант ::vtol:: (Дмитрий Морозов) в своем свето-музыкальном объекте Разделитель представляет и вовсе принцип квантово-волнового дуализма. Лучи света затеняются вращающимися вентиляторами таким образом, что в итоге световая система начинает издавать еще и звуковые волны.

Среди практиков — Масуд Хасани, спроектировавший Mina Kafon, с помощью которого можно обнаружить мины, оставленные во время военных действий. Этот большой шар состоит из множества соединенных железным ядром бамбуковых стержней, к которым присоединены «ноги». Перекатываясь по земле, шар натыкается своими пластиковыми ногами на мины. Хитроумное и недорогое устройство способно заменить робота-сапера.

Инсталляция немецкой художницы Урсулы Нойгебауэр также будет понятна любому человеку, далекому от науки. Будто от дуновения невидимого ветра начинают крутиться манекены в длинных алых платьях. Как и все работы на выставке, инсталляция построена на основе новейшего программирования, однако чудо состоит все же в том, чтобы напрочь забыть о технологиях, просто наслаждаясь этим удивительным танцем.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+