18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путем интерактива

Посвященный кино- и медиаискусству новый отдел Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина расширяет границы сенсорики.

На летнее время здание на Волхонке, д. 14 (прежде Институт философии РАН, а ранее усадьба Голицыных) станет домом медиаискусства. Гений места имеет здесь самое непосредственное значение. Выставка «Дом впечатлений» посвящена столкновению прошлого и будущего, настоящее которого, представленное в залах музея, уже по логике названия должно быть впечатляющим («впечатление», impression отсылает к импрессионизму). Работы классиков медиаискусства и их последователей обращаются к зрителю через современные средства на уровне оптических, ментальных, тактильных, даже вербальных образов. Сверхчувствительный арт требует едва ли не больших объяснений, чем классический, а потому по музею вполне традиционно водят экскурсии и у каждого экспоната сосредоточенно объясняют специфику авторских ноу-хау.

Концептуальная загруженность разная, диапазон довольно широк: нашлось место феминистской видеодокументации, science art, 3D-объектам, размытым digital-структурам, «потоку сознания» в разных формах, инсталляциям, которые в прямом смысле можно назвать коридорами сознания, очевидных из которых два. В тесном пространстве знаменитого дезориентатора Брюса Наумана зритель удаляется приближаясь: на телеэкранах в конце пути транслируется облик входящего со спины. Творение Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика больше напоминает лабиринт. Пробираясь в потемках сквозь череду стеллажей бывшей философской библиотеки, в нем каждый услышит «шум столетий» — сопровождение невидимых часов.

Заслуживает внимания и сам по себе главный коридор экспозиции. Портреты, вырисовывающиеся штрихами, от цифры к цифре, словно в детских развивающих тетрадях, на самом деле целое социологическое исследование художника Мариано Сардона о главных точках восприятия зрителем других людей.

Не нуждающийся в представлении Билл Виола в перформансе «Отражающий бассейн» — вновь со своей излюбленной стихией, символизм которой (граница бытия — небытия, видимость — реальность) уже не раз использовал в тех же «Трех женщинах», «Пяти ангелах миллениума», «Посланнике». Те, в ком пробудится дух буддийской метафизики, вспомнят о левитациях Сиддхартхи, западники задумаются о визуальном определении безвременья.

Но на самом пике эфемерности балансирует невидимая работа Юрия Календарёва. Она воздействует физически, через звук и вибрации: записанные сердцебиение самого автора, голоса животных и низкие частоты накрывают невидимой, но ощутимой волной. После подобных интерактивных опытов ироничное «Золотое путешествие» французских багетов (оммаж «Золотой легенде» Рене Магритта) знаменитых пионеров видеоарта Штейны и Вуди Васюлка вызывают желание накрыть эти экраны с летающими хлебобулочными накрахмаленной, старательно вышитой бабушкой салфеткой.

На вышедшие не только за рамки экранов, но и за размеры материала многие другие бесспорно впечатляющие арт-интерактивы можно посмотреть до 30 сентября.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+