18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер исследователь русского авангарда Василий Ракитин

Не стало выдающегося искусствоведа, биографа Георгия Костаки и одного из инициаторов создания издательства RA (Русский авангард)

Искусствовед Василий Иванович Ракитин скончался 24 января 2017 года на 78-м году жизни.

Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ (1962), он был одним из первых исследователей, кто еще в 1960-е занялся изучением русского авангарда. Важную роль в этом сыграло тесное общением с легендарным коллекционером Георгием Костаки, с которым Ракитин сотрудничал как научный консультант.

После перестройки, когда авангардистов стали показывать в российских музеях, Василий Ракитин подготовил несколько знаковых выставок отечественного искусства начала ХХ века. В частности, именно он был куратором и научным консультантом знаковой выставки 1992 года «Великая утопия» в Третьяковской галерее. В том же году вместе с Андреем Сарабьяновым они задумали издательский проект «Русский авангард» (RA), ставший впоследствии одним из главных профильных издательств в России. Для RA Василий Ракитин написал серию монографий, посвященных ранее забытым именам русского авангарда — Николаю Суетину, Ильи Чашнику, а также Василию Чекрыгину.

Кроме того, Василий Иванович подготовил несколько выставок Марка Шагала в Европе и написал о нем книгу, вышедшую в издательстве «Искусство – XXI век» в 2010 году. Василий Ракитин был одним из авторов-составителей (совместно с Андреем Сарабьяновым) четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда». На сайте этого издания опубликован некролог, написанный другом и коллегой Андреем Сарабьяновым.

«В этой области он сделал очень много. Наверно, так много, как никто. Казалось, что он знал всё. Если у него не было ответа на какой-то вопрос по русскому авангарду, значит, ответа на этот вопрос не было вообще. Василий Иванович писал статьи, книги, курировал и формировал выставки, делал экспертизы.

В профессиональных делах он был скромен, знаниями не кичился, к чужим ошибкам относился с пониманием и юмором, а свои признавал с удовольствием. Должностей и степеней он не имел, но заслуживал. Нам еще предстоит осмыслить масштаб его деятельности, его литературный дар, проницательность его оценок и мнений», — пишет Сарабьянов.

Последним опубликованным при жизни Ракитина изданием стала его книга «Коллекционер» (Москва, «Искусство — XXI век», 2015), которую сам искусствовед определял как расширенный вариант автобиографии Костаки.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+