18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Умер исследователь русского авангарда Василий Ракитин

Не стало выдающегося искусствоведа, биографа Георгия Костаки и одного из инициаторов создания издательства RA (Русский авангард)

Искусствовед Василий Иванович Ракитин скончался 24 января 2017 года на 78-м году жизни.

Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ (1962), он был одним из первых исследователей, кто еще в 1960-е занялся изучением русского авангарда. Важную роль в этом сыграло тесное общением с легендарным коллекционером Георгием Костаки, с которым Ракитин сотрудничал как научный консультант.

После перестройки, когда авангардистов стали показывать в российских музеях, Василий Ракитин подготовил несколько знаковых выставок отечественного искусства начала ХХ века. В частности, именно он был куратором и научным консультантом знаковой выставки 1992 года «Великая утопия» в Третьяковской галерее. В том же году вместе с Андреем Сарабьяновым они задумали издательский проект «Русский авангард» (RA), ставший впоследствии одним из главных профильных издательств в России. Для RA Василий Ракитин написал серию монографий, посвященных ранее забытым именам русского авангарда — Николаю Суетину, Ильи Чашнику, а также Василию Чекрыгину.

Кроме того, Василий Иванович подготовил несколько выставок Марка Шагала в Европе и написал о нем книгу, вышедшую в издательстве «Искусство – XXI век» в 2010 году. Василий Ракитин был одним из авторов-составителей (совместно с Андреем Сарабьяновым) четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда». На сайте этого издания опубликован некролог, написанный другом и коллегой Андреем Сарабьяновым.

«В этой области он сделал очень много. Наверно, так много, как никто. Казалось, что он знал всё. Если у него не было ответа на какой-то вопрос по русскому авангарду, значит, ответа на этот вопрос не было вообще. Василий Иванович писал статьи, книги, курировал и формировал выставки, делал экспертизы.

В профессиональных делах он был скромен, знаниями не кичился, к чужим ошибкам относился с пониманием и юмором, а свои признавал с удовольствием. Должностей и степеней он не имел, но заслуживал. Нам еще предстоит осмыслить масштаб его деятельности, его литературный дар, проницательность его оценок и мнений», — пишет Сарабьянов.

Последним опубликованным при жизни Ракитина изданием стала его книга «Коллекционер» (Москва, «Искусство — XXI век», 2015), которую сам искусствовед определял как расширенный вариант автобиографии Костаки.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+