Хищения из фондов Львовской национальной галереи искусств могли длиться годами

Крупнейшие художественные собрания Украины не досчитались 95 старопечатных книг и нескольких рукописей XVI–XVIII веков. Особенно ценными среди них считаются экземпляры «Апостола» первопечатника Ивана Федорова

Львовский Музей искусства старинной украинской книги. Courtesy of Lviv National Gallery
Львовский Музей искусства старинной украинской книги. Courtesy of Lviv National Gallery

О пропаже стало известно 3 января, а уже 5-го Тарас Возняк, нынешний генеральный директор Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого (ЛНГИ), собрал шумную пресс-конференцию. На ней Возняк заявил о пропаже из фондов Музея искусства старинной украинской книги (один из многочисленных филиалов ЛНГИ) 95 старопечатных книг XVI–XVIII веков, а также нескольких старинных рукописей.

Книжные черви

Тарас Возняк, назначенный гендиректором самого большого художественного собрания Украины в прошлом году, уже осенью инициировал проверку музейных фондов. Очень скоро обнаружился непорядок в инвентарных книгах, которые и сами по себе могли быть фальсифицированы. Достоверно известно пока о пропаже 95 старопечатных изданий, записанных в фондах, но не обнаруженных при сверке, — именно такая цифра фигурировала на январской пресс-конференции.

Члены проверочной комиссии, а также хранители музея говорят, что, по некоторым признакам, хищения могли продолжаться годами. Какие именно свидетельства говорят о длительности этого процесса, не указывается, так как полиция завела уголовное дело и многие подробности не разглашаются. Известно, что сейчас от работы отстранены сотрудники Музея искусства старинной украинской книги, входящего в самое большое музейное объединение страны.

Осенью этого года, когда проверка фондов ЛНГИ действовала уже вовсю, TANR писала о непростой судьбе этого многосоставного Львовского музея и его директора Бориса Возницкого (1926–2012), превратившего городскую картинную галерею, основанную в 1907 году, в грандиозный музейный холдинг. Теперь он состоит из 16 отдельных институций, размещенных в отдельных, как правило, исторически ценных зданиях — от часовни Боимов, шедевра поздней ренессансной архитектуры, стоящей в самом центре города, возле площади Рынок, до дворца графов Потоцких на нынешней улице Коперника, где теперь показывают классическое западноевропейское искусство, отдельно от русского и западного искусства XIX–XX веков.

Страница из издания: Апостол. - Москва : печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 19 апреля 1564 Фото: РГБ
Страница из издания: Апостол. - Москва : печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 19 апреля 1564
Фото: РГБ

Не на своем месте

Именно во дворе дворца Потоцких находится двухэтажный Музей искусства старинной украинской книги  — пожалуй, самый внешне невзрачный филиал ЛНГИ, построенный из белого кирпича в 1977 году и более напоминающий бойлерную, нежели музей. Дело в том, что в 1990 году при передаче ордену василиан бывшего Онуфриевского монастыря, где первоначально, еще при советской власти, в 1976 году, были размещены 12 тыс. экспонатов коллекции, посвященных жизни и творчеству первопечатника Ивана Федорова (1520–1583) — там же, между прочим, и похороненного, — многие уникальные манускрипты были выброшены на улицу в буквальном смысле.

Музейщики опасались за их физическое выживание, так как некоторые из рукописей, инкунабул и офортов (а также уникальные, крайне хрупкие печатные станки XVII века, оклады напрестольных Евангелий, папки с экслибрисами и экземплярами старинных народных гравюр) крайне болезненно реагировали на отсутствие полноценного климат-контроля, необходимого для хранения раритетов, в подвалах самой картинной галереи, куда их спешно перевезли. Поэтому, ради спасения экспонатов и экспозиции, можно было закрыть глаза и на невзрачный фасад современной постройки, в которую коллекции музея переехали в 1997-м, и на отсутствие должного внимания со стороны властей к этим уникальным предметам.

Постепенно стараниями Бориса Возницкого, его коллег и единомышленников Музей искусства старинной украинской книги начал функционировать в полном объеме, возобновив проведение международных научных конференций по истории рукописной и старопечатной книги — «Федоровских семинаров».

Проверка продолжится

После гибели Бориса Возницкого в 2012 году ЛНГИ присвоили его имя, а руководить музейным объединением стала его дочь, Лариса Возницкая-Разникова. Она, кстати, тоже пришла на предрождественскую пресс-конференцию, где и потребовала от нынешнего музейного начальства повторной проверки.

Возницкая-Разникова, руководившая львовским музейным комплексом с 2012 по 2016 год, отметила, что ни она, ни ее отец, полвека возглавлявший ЛНГИ, ничего не знали о возможных хищениях в книжных фондах (Возняк, впрочем, не исключает исчезновения экспонатов и из других коллекций).

В прошлом году гендиректором ЛНГИ стал Тарас Возняк, известный культуролог и публицист, переводчик на украинский язык текстов Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Ганса-Георга Гадамера, Бруно Шульца, многих других философов и писателей, многолетний главный редактор независимого культурологического журнала «Ї», а также, помимо прочего, исполнительный директор киевского отделения Международного ПЕН-клуба.

Кстати, пока в Музее искусства старинной украинской книги проверены инвентарные книги с перечнем кириллических изданий, далее проверка ожидает реестр книг на латинице. Будут ли проверены и сверены фонды других 15 коллекций и филиалов ЛНГИ, пока не говорится.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+