18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дьявол в деталях

№49
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля до 11 января работает выставка «Элегантность и роскошь ар деко». А мы рассказываем о драгоценных аксессуарах и курительных принадлежностях той эпохи

После Первой мировой войны и мужчины, и женщины пристрастились к курению. Солдаты привыкли курить на фронте: сигареты выдавались им в пайках, чтобы укрепить боевой дух. Во время войны женщинам пришлось взять на себя важные общественные функции, что привело к переменам в этикете: например, они начали курить в общественных местах. В период между двумя войнами курение становится привычным занятием, и изысканные курительные принадлежности превращаются в модные аксессуары.

В соответствии с новым подходом к предметам роскоши и модой вырос спрос на драгоценные аксессуары — разного рода несессеры (vanity case) для косметики, портсигары, футляры для губной помады, флаконы для духов, пудреницы. Часто в одном несессере совмещались сразу несколько функций: в них были отделения и для косметики, и для сигарет, и для графитного карандаша, то есть для всего необходимого, что в любой момент может понадобиться женщине и всегда должно быть под рукой. Эти миниатюрные предметы стали если не важнее, то такими же знаковыми, как украшения, что является отличительной особенностью эпохи ар-деко.

В декоре этих изящных предметов отражена полифония художественных течений и творческих методов ар-деко, основанных на адаптации и интерпретации многочисленных заимствованных форм и мотивов. Так, портсигар-несессер Cartier 1924 года восходит к японскому инро (коробочка для хранения мелких предметов), но его модель на двух цепочках с кольцом на палец отлична от прототипа, в котором многоуровневая конструкция из маленьких коробочек, входящих друг в друга, удерживается шнуром. В 1930 году оригинальное инро XVIII века Cartier превращает в современный несессер, внешне сохраняющий свою аутентичность. Для этой группы предметов характерна и стилизация под традиционное китайское декоративно-прикладное искусство, так называемый стиль «шинуазри». Один из самых известных примеров — несессер Cartier 1927 года под названием «Китайская ваза» с великолепным рельефом из цветных камней на фоне черной эмали. Настоящие перламутровые «картины», предназначенные для несессеров Cartier и Van Cleef & Arpels, создавал русский художник Владимир Маковский.

В 1920-е годы женщины начинают курить на публике, и это способствует развитию новых типов дамских аксессуаров: портсигаров, мундштуков и прототипов современных зажигалок. К последним относится так называемый strike-a-light (кресало со спичкой) 1921 года. В это устройство входит металлический стержень, на конце которого находится кремень, окруженный пропитанной зажигательной жидкостью ватой. Сбоку на зажигалке — ферроцерий, сплав, дающий искру при трении. Спичка при ударе о его поверхность воспламеняется. На выставке также представлен и более современный тип зажигалки, выполненной из золота и черной эмали и принадлежавшей когда-то принцу Непала Бишми.

Среди продукции модных домов 1920-х годов можно найти и другие изысканные курительные принадлежности, в том числе пепельницу, мундштук и портсигары из платины, нефрита, кости альбатроса, сапфировых кабошонов, алмазов огранки «роза» и красной и черной эмали.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+