18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ранее неизвестные работы Константина Мельникова опубликуют онлайн

Сотрудники Музея Константина и Виктора Мельниковых оцифруют и опишут около 14 тыс. предметов и документов, находящихся в знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Проект «Открытый Мельников» должен начать работу весной 2017 года

Как рассказали TANR первый замдиректора Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Павел Кузнецов и старший научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавета Лихачева, опись предметов, находящихся в знаменитом памятнике архитектуры, началась в 2014 году, когда дом великого архитектора-авангардиста вошел в состав Музея архитектуры. Сотрудники новой институции были удивлены, обнаружив там большое количество мемориальных вещей, а также произведений и документов, которые не вошли в творческий архив архитектора Константина Мельникова и его сына, художника Виктора.

«Творческий архив Мельниковых — это 1078 работ Константина Степановича и 1301 работа Виктора Константиновича, — пояснил Павел Кузнецов, отметив, что эти произведения — живопись, графика, чертежи и прочее — сейчас находятся «в режиме правового замка»: — Их пока нельзя публиковать, экспонировать или использовать каким-либо другим способом, но им обеспечиваются условия музейного климата и охрана». Причина, по которой значимая часть будущих экспонатов музея Мельниковых недоступна для показа и изучения, — проблемы с наследством. «Творческий архив входит в завещание Виктора Константиновича Мельникова, и, пока завещание не исполнено, музей может их только хранить, чем мы и занимаемся», — уточнила Елизавета Лихачева. Подробнее о судебных тяжбах, которые развернулись несколько лет назад вокруг дома Мельниковых, читайте в материалах TANR.

Предметам и произведениям, которые остались в доме в Кривоарбатском переулке, удалось избежать заключения в архиве. Правда, сотрудники музея всерьез обеспокоены состоянием и сохранностью этих вещей. В доме Мельникова, в отличие от архивов Музея архитектуры, сложнее поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Не менее серьезной проблемой, по словам Лихачевой, является и то, что большая часть найденных произведений и документов никогда не изучалась. Поэтому и создается специальный сайт, который, по словам музейщиков, будет выполнять роль гида для будущих исследователей. «Идея проекта „Открытый Мельников“, — рассказал Павел Кузнецов, — подразумевает, что найденные в доме Мельникова 14 тыс. предметов будут опубликованы с фотографиями и описанием. Мы хотим закрыть раз и навсегда попытки монополизировать Мельникова. Сама идея того, что мемориальное и творческое наследие доступно, — это и есть идея музея».

Оцифровкой предметов и созданием базы данных проекта «Открытый Мельников» займутся в следующем году, и уже к весне 2017-го его планируют представить публике. Есть надежда, что параллельно начнутся исследовательские работы, которые предварят реставрацию самого дома архитектора.

Экс-директор Музея архитектуры Ирина Коробьина в недавнем интервью TANR сообщила, что президент Группы компаний ПИК Сергей Гордеев в начале лета текущего года предложил заключить договор на генеральное спонсорство с целью проведения научной реставрации дома Мельникова. Но договор, по словам Коробьиной, пока заключен не был.

У Павла Кузнецова другая информация: «Год назад с Группой компаний ПИК было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. Мы договорились, что ПИК будет помогать музею Мельниковых в сохранении и популяризации наследия, но разговора о том, что ПИК берет на себя все реставрационные работы, не было».

Эти и другие планы развития музея Мельниковых будут уточнены, когда у Музея архитектуры появится новый директор. Напомним, что после внезапного ухода Ирины Коробьиной Министерство культуры объявило конкурс, участники которого должны представить свои концепции развития музея. Победитель определится уже к концу зимы.

Павел Кузнецов на вопрос, будет ли он претендовать на директорское кресло, высказался уклончиво. «Я был бы рад, если бы в любой из предложенных концепций место для творчества Константина Мельникова и дома Мельникова было бы достойным, существенным и важным. И еще отмечу: Музей архитектуры и музей Мельниковых должны взаимно обогащать друг друга. Я не представляю себе существования дома Мельникова вне Музея архитектуры, это было бы катастрофой», — заявил он.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+