Ранее неизвестные работы Константина Мельникова опубликуют онлайн

Сотрудники Музея Константина и Виктора Мельниковых оцифруют и опишут около 14 тыс. предметов и документов, находящихся в знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Проект «Открытый Мельников» должен начать работу весной 2017 года

Фото: архив The Art Newspaper Russia
Фото: архив The Art Newspaper Russia

Как рассказали TANR первый замдиректора Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Павел Кузнецов и старший научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавета Лихачева, опись предметов, находящихся в знаменитом памятнике архитектуры, началась в 2014 году, когда дом великого архитектора-авангардиста вошел в состав Музея архитектуры. Сотрудники новой институции были удивлены, обнаружив там большое количество мемориальных вещей, а также произведений и документов, которые не вошли в творческий архив архитектора Константина Мельникова и его сына, художника Виктора.

«Творческий архив Мельниковых — это 1078 работ Константина Степановича и 1301 работа Виктора Константиновича, — пояснил Павел Кузнецов, отметив, что эти произведения — живопись, графика, чертежи и прочее — сейчас находятся «в режиме правового замка»: — Их пока нельзя публиковать, экспонировать или использовать каким-либо другим способом, но им обеспечиваются условия музейного климата и охрана». Причина, по которой значимая часть будущих экспонатов музея Мельниковых недоступна для показа и изучения, — проблемы с наследством. «Творческий архив входит в завещание Виктора Константиновича Мельникова, и, пока завещание не исполнено, музей может их только хранить, чем мы и занимаемся», — уточнила Елизавета Лихачева. Подробнее о судебных тяжбах, которые развернулись несколько лет назад вокруг дома Мельниковых, читайте в материалах TANR.

Первый замдиректора Музея архитектуры имени Щусева Павел Кузнецов. Фото: архив The Art Newspaper Russia
Первый замдиректора Музея архитектуры имени Щусева Павел Кузнецов.
Фото: архив The Art Newspaper Russia

Предметам и произведениям, которые остались в доме в Кривоарбатском переулке, удалось избежать заключения в архиве. Правда, сотрудники музея всерьез обеспокоены состоянием и сохранностью этих вещей. В доме Мельникова, в отличие от архивов Музея архитектуры, сложнее поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Не менее серьезной проблемой, по словам Лихачевой, является и то, что большая часть найденных произведений и документов никогда не изучалась. Поэтому и создается специальный сайт, который, по словам музейщиков, будет выполнять роль гида для будущих исследователей. «Идея проекта „Открытый Мельников“, — рассказал Павел Кузнецов, — подразумевает, что найденные в доме Мельникова 14 тыс. предметов будут опубликованы с фотографиями и описанием. Мы хотим закрыть раз и навсегда попытки монополизировать Мельникова. Сама идея того, что мемориальное и творческое наследие доступно, — это и есть идея музея».

Оцифровкой предметов и созданием базы данных проекта «Открытый Мельников» займутся в следующем году, и уже к весне 2017-го его планируют представить публике. Есть надежда, что параллельно начнутся исследовательские работы, которые предварят реставрацию самого дома архитектора.

Экс-директор Музея архитектуры Ирина Коробьина в недавнем интервью TANR сообщила, что президент Группы компаний ПИК Сергей Гордеев в начале лета текущего года предложил заключить договор на генеральное спонсорство с целью проведения научной реставрации дома Мельникова. Но договор, по словам Коробьиной, пока заключен не был.

Фото: архив The Art Newspaper Russia
Фото: архив The Art Newspaper Russia

У Павла Кузнецова другая информация: «Год назад с Группой компаний ПИК было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. Мы договорились, что ПИК будет помогать музею Мельниковых в сохранении и популяризации наследия, но разговора о том, что ПИК берет на себя все реставрационные работы, не было».

Эти и другие планы развития музея Мельниковых будут уточнены, когда у Музея архитектуры появится новый директор. Напомним, что после внезапного ухода Ирины Коробьиной Министерство культуры объявило конкурс, участники которого должны представить свои концепции развития музея. Победитель определится уже к концу зимы.

Павел Кузнецов на вопрос, будет ли он претендовать на директорское кресло, высказался уклончиво. «Я был бы рад, если бы в любой из предложенных концепций место для творчества Константина Мельникова и дома Мельникова было бы достойным, существенным и важным. И еще отмечу: Музей архитектуры и музей Мельниковых должны взаимно обогащать друг друга. Я не представляю себе существования дома Мельникова вне Музея архитектуры, это было бы катастрофой», — заявил он.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+