18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

2016-й в музеях Америки и Европы: строительный бум и самые громкие открытия

Весь год открывались новые музеи, расширительно трактующие историю искусства, а также экспериментирующие с архитектурой и налоговыми льготами

С 2007 по 2014 год в одних только Соединенных Штатах на расширение музеев было направлено почти $5 млрд. По подсчетам The Art Newspaper, несмотря на продолжительную глобальную рецессию, за этот период 75 музеев вложили в свое развитие в общей сложности $8,9 млрд. В 2016-м бум в музейной сфере продолжился: в течение года открылся целый ряд крупных площадок — впервые или после реконструкции.

В мае после трехлетнего перерыва начал работу в новом белоснежном ребристом здании стоимостью $305 млн, спроектированном норвежской фирмой Snøhetta, Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA). Теперь это самый большой в США музей современного искусства: общая площадь его выставочного пространства составляет 15,8 тыс. кв. м.

В сентябре в центре американской столицы рядом с монументом Джорджу Вашингтону открылся построенный по проекту Дэвида Аджайе Национальный музей афроамериканской истории и культуры. Его строительство обошлось в $540 млн; музей входит в состав Смитсоновского института.

Одним из фаворитов публики в этом году — по крайней мере с точки зрения архитектуры — стало возведенное в 1966 году здание Музея американского искусства Уитни Марселя Бройера. После заботливой реставрации в нем расположился филиал Метрополитен-музея — Met Breuer (Метрополитен-Бройер). Как отмечали многие наблюдатели, новые обитатели перевернутого зиккурата из бетона и гранита заботятся о нем как о произведении искусства.

Несмотря на то что ряд экспертов задается вопросом, не замедлит ли «усталость меценатов» бум музейного строительства, продолжающееся масштабное расширение нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) и Художественного музея округа Лос-Анджелес дает основание полагать, что эта тенденция сохранится и в 2020-е, по меньшей мере в сегменте крупных музеев.

В Европе центральным событием года, без сомнения, стало открытие пространства Суитч-Хаус (Switch House) лондонской галереи Тейт Модерн. Это 11-этажное здание стоимостью £260 млн, наружная поверхность которого облицована кирпичом, а внутренняя по большей части покрыта необработанным цементом, спроектировало бюро Herzog & de Meuron, и их работа вызвала единодушное одобрение критиков. Куда более неоднозначными были рецензии на экспозицию внутри него, где представлено расширение коллекции Тейт за счет таких регионов, как Африка и Южная Америка, которыми до недавнего времени музеи современного искусства в целом пренебрегали.

Тейт — мировой лидер в деле переосмысления канонической истории искусства, и в 2016 году это стало предельно очевидно. Назначив директором Тейт Модерн Фрэнсис Моррис, которая раньше отвечала за коллекцию зарубежного искусства, музей показал, что в дальнейшем сосредоточит свои усилия на приобретении и демонстрации произведений искусства, а не на строительстве зданий.

MoMA также продолжает последовательно работать над тем, чтобы история искусства в той интерпретации, которую он предлагает своим посетителям, не ограничивалась Европой и Северной Америкой. «Сохранять узость взгляда сегодня уже недопустимо, нужно учитывать все разнообразные пути, которыми движется современное искусство», — говорит его директор Гленн Лоури.

Не затих в 2016 году и бум частных музеев. Лос-анджелесский Музей Брод и музей Фонда Louis Vuitton в Париже пользовались не меньшей популярностью, чем многие крупные государственные музеи. В сентябре Музей Брод объявил, что за первый год работы его посетило 820 тыс. человек, а в Фонде Louis Vuitton, который в дебютный год привлек 1,2 млн зрителей, сейчас идет пользующаяся огромным успехом выставка коллекции Сергея Щукина. http://www.theartnewspaper.ru/posts/3597/

Между тем в Америке частные музеи (в особенности не такие публичные, как Музей Брод) вызывают интерес не только публики, но и властей. Обеспокоенность возможностью злоупотребления щедрыми налоговыми льготами заставила Финансовый комитет Сената США направить в 11 основанных частными коллекционерами музеев официальный запрос http://www.theartnewspaper.ru/posts/3248/ о порядке и условиях их посещения (некоторые институции требуют предварительного бронирования или работают всего 20 часов в неделю).

Впрочем, художницы и активистки The Guerrilla Girls, которые уже много лет привлекают внимание к царящему в музейном мире неравенству, http://www.theartnewspaper.ru/posts/2442/ уверены, что бум частных музеев —«жутковатая тенденция». «О чем нам расскажет самое дорогое искусство и искусство, которое отбирает небольшая однородная группа людей? История искусства и хроника нашей культуры должны быть богаче и разнообразнее», — уверены активистки.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+