18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2016 год: новые технологии готовят археологические сенсации в Египте и Сирии

Одной из главных тенденций уходящего года стало широкое применение новейших технологий. Становясь более доступными, они позволяют проникнуть в тайну захоронения Нефертити и облегчают жизнь сирийским ученым

В этом году археологи (а вместе с ними и все фанаты Индианы Джонса) пришли в крайнее возбуждение, когда радиолокационное сканирование показало, что за стенами гробницы Тутанхамона скрывается потайная комната. Теперь вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в ней похоронена неизвестная пока женщина (ею может оказаться Нефертити, главная супруга отца Тутанхамона). И хотя проведенный затем осмотр на месте дал противоречивые результаты, требующие дальнейшей перепроверки, важен сам факт: приблизиться к «открытию века» стало возможно исключительно благодаря тому, что выдвинувший предположение о замурованной комнате археолог Николас Ривз имел доступ к предельно точным трехмерным изображениям стен гробницы в высоком разрешении. Причем Ривз изучал их поверхность и форму в своем нью-йоркском офисе, расположенном в 9,4 тыс. км от египетской Долины Царей.

Технологии трехмерного изображения, обладающие громадным потенциалом для работы с мировым культурно-историческим наследием, все основательнее и глубже внедряются в практику археологов. В последние годы, благодаря значительному расширению возможностей сканирования, частота применения этого исследовательского метода увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня, когда исторические памятники по всему миру подвергаются опасности из-за войн, климатических изменений, расширения городской застройки и, как ни печально, бытового небрежения, это особенно актуально.

Джон Дарлингтон, исполнительный директор британского отделения Всемирного фонда памятников, говорит, что одной из причин, способствующих распространению новейших технологий, стало снижение их стоимости. «Еще пять лет назад дроны были недоступны обычным людям, а сегодня они летают практически повсюду», — рассказывает он. Компания Factum Arte использует дроны наряду с различными видами двух- и трехмерной фиксации в работе с кросс-риверскими (или икомскими) каменными изваяниями в Восточной Нигерии.

В сотрудничестве с Базельским университетом и Высшим советом по делам древностей Египта Factum Arte готовится открыть образовательный центр для египетских археологов, изучающих некрополь древних Фив, чтобы дать им возможность приобрести и передать дальше умения, необходимые для документирования исторического наследия своей страны. Центр откроется в марте 2017 года в Луксоре, в Долине царей, в недавно отреставрированном доме Стоппелера, построенном в ХХ веке по проекту покойного египетского архитектора Хасана Фатхи.

Образовательная деятельность — неотъемлемая часть работы и калифорнийской фирмы CyArk, организовавшей совместно с правительственными и общественными организациями обучение 15 сирийских работников из сферы культуры в рамках проекта Project Anqa — инициативы по документированию находящихся под угрозой гибели объектов всемирного наследия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С 2015 года, когда стартовал проект, при помощи технологии лазерного сканирования «лидар» зафиксированы точные параметры знаменитого иракского зиккурата в Уре и двух исторических памятников в Дамаске: бимаристана (госпиталя) Нур-аль-Дин и медресе аль-Джакмакия. По словам представительницы CyArk, после обучения сирийские специалисты смогли провести сканирование обоих сооружений «за считаные месяцы, несмотря на трудности физического свойства и политического характера, с которыми они сталкивались в процессе».

Директор и основатель Factum Arte Адам Лоу подчеркивает: технологии могут «менять понимание культурного наследия, привлекая наше внимание к динамической природе объектов» и выявляя детали, на основании которых можно делать выводы о том, как за этими объектами следили на протяжении веков, но интерпретацией полученных с их помощью данных должны заниматься люди, ясно осознающие, что именно находится перед ними. «Врачи изучают снимки, но не делают их самостоятельно. Так и нам нужны знатоки, которые сумеют прочитать полученные данные», — говорит Лоу.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+