18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

2016 год: новые технологии готовят археологические сенсации в Египте и Сирии

Одной из главных тенденций уходящего года стало широкое применение новейших технологий. Становясь более доступными, они позволяют проникнуть в тайну захоронения Нефертити и облегчают жизнь сирийским ученым

В этом году археологи (а вместе с ними и все фанаты Индианы Джонса) пришли в крайнее возбуждение, когда радиолокационное сканирование показало, что за стенами гробницы Тутанхамона скрывается потайная комната. Теперь вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в ней похоронена неизвестная пока женщина (ею может оказаться Нефертити, главная супруга отца Тутанхамона). И хотя проведенный затем осмотр на месте дал противоречивые результаты, требующие дальнейшей перепроверки, важен сам факт: приблизиться к «открытию века» стало возможно исключительно благодаря тому, что выдвинувший предположение о замурованной комнате археолог Николас Ривз имел доступ к предельно точным трехмерным изображениям стен гробницы в высоком разрешении. Причем Ривз изучал их поверхность и форму в своем нью-йоркском офисе, расположенном в 9,4 тыс. км от египетской Долины царей.

Технологии трехмерного изображения, обладающие громадным потенциалом для работы с мировым культурно-историческим наследием, все основательнее и глубже внедряются в практику археологов. В последние годы, благодаря значительному расширению возможностей сканирования, частота применения этого исследовательского метода увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня, когда исторические памятники по всему миру подвергаются опасности из-за войн, климатических изменений, расширения городской застройки и, как ни печально, бытового небрежения, это особенно актуально.

Джон Дарлингтон, исполнительный директор британского отделения Всемирного фонда памятников, говорит, что одной из причин, способствующих распространению новейших технологий, стало снижение их стоимости. «Еще пять лет назад дроны были недоступны обычным людям, а сегодня они летают практически повсюду», — рассказывает он. Компания Factum Arte использует дроны наряду с различными видами двух- и трехмерной фиксации в работе с кросс-риверскими (или икомскими) каменными изваяниями в Восточной Нигерии.

В сотрудничестве с Базельским университетом и Высшим советом по делам древностей Египта Factum Arte готовится открыть образовательный центр для египетских археологов, изучающих некрополь древних Фив, чтобы дать им возможность приобрести и передать дальше умения, необходимые для документирования исторического наследия своей страны. Центр откроется в марте 2017 года в Луксоре, в Долине царей, в недавно отреставрированном доме Стоппелера, построенном в ХХ веке по проекту покойного египетского архитектора Хасана Фатхи.

Образовательная деятельность — неотъемлемая часть работы и калифорнийской фирмы CyArk, организовавшей совместно с правительственными и общественными организациями обучение 15 сирийских работников из сферы культуры в рамках проекта Project Anqa — инициативы по документированию находящихся под угрозой гибели объектов всемирного наследия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С 2015 года, когда стартовал проект, при помощи технологии лазерного сканирования «лидар» зафиксированы точные параметры знаменитого иракского зиккурата в Уре и двух исторических памятников в Дамаске: бимаристана (госпиталя) Нур-аль-Дин и медресе аль-Джакмакия. По словам представительницы CyArk, после обучения сирийские специалисты смогли провести сканирование обоих сооружений «за считаные месяцы, несмотря на трудности физического свойства и политического характера, с которыми они сталкивались в процессе».

Директор и основатель Factum Arte Адам Лоу подчеркивает: технологии могут «менять понимание культурного наследия, привлекая наше внимание к динамической природе объектов» и выявляя детали, на основании которых можно делать выводы о том, как за этими объектами следили на протяжении веков, но интерпретацией полученных с их помощью данных должны заниматься люди, ясно осознающие, что именно находится перед ними. «Врачи изучают снимки, но не делают их самостоятельно. Так и нам нужны знатоки, которые сумеют прочитать полученные данные», — говорит Лоу.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+