18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внук Альфонса Мухи против вывоза «Славянской эпопеи» в Азию

Наследник художника боится, что путешествие в Китай и Японию может причинить вред 20 монументальным полотнам

Эпопея с эпопеей

Крупная судебная тяжба может развернуться вокруг знаменитой «Славянской эпопеи» Альфонса Мухи — 20 монументальных полотен (высота некоторых превышает 8 м), на которых представлены ключевые события из истории славян. Произведения, над которыми родоначальник ар-нуво работал на протяжении 18 лет и принадлежащие ныне городу Праге, должны отправиться в турне по Азии. Беспокойство выражают не только наследники Мухи, но и реставраторы.

«Славянская эпопея» — один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним, ставшими символом Парижа времен Прекрасной эпохи. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге совместно со спонсировавшим работу американским филантропом Чарльзом Крейном. При передаче работ было поставлено одно условие: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла. С тех пор прошло уже почти 100 лет, но галерея так и не появилась. Теперь муниципалитет Праги намеревается отправить «Славянскую эпопею» в двухлетнее турне по музеям Азии, которое может быть продлено для показа в Южной Корее и США, — впервые все 20 картин будут экспонироваться вместе за пределами Чешской Республики.

11 апреля внук художника и президент Фонда Мухи Джон Муха подал иск против муниципалитета Праги, чтобы запретить вывоз картин за границу. Он утверждает, что поскольку Прага так и не смогла построить галерею, город не может считаться полноправным собственником «Славянской эпопеи», и работы должны быть возвращены наследникам. Первые судебные слушания намечены на 18 января следующего года.

Отметим, что начиная с 2010 года «Славянская эпопея» экспонируется в Выставочном дворце, бывшем месте проведения промышленных ярмарок в Праге, который, по словам Мухи, «некоторые ведущие реставраторы считают неподходящим для работ такого типа и масштаба». У семьи Мухи есть и личные мотивы для антипатии к Выставочному дворцу: во время Второй мировой войны это место служило для интернирования евреев — в число которых попали и некоторые члены семьи Мухи — перед отправкой в концентрационные лагеря. Турне должно начаться в Японии в Национальном центре искусств Токио (8 марта — 5 июня 2017 г.) и продолжиться в Китае, где работа будет показана в Нанкинском музее (14 июля — 8 октября 2017 г.), Провинциальном музее Гуандуна (ноябрь 2017 г. — январь 2018 г.) и в Провинциальном музее Хуананя в Чанше (февраль — май 2018 г.).

Причины для беспокойства

«Полотна огромны и крайне чувствительны, так как выполнены маслом и темперой на холсте, — отмечает Джон Муха. — В связи с этим любое путешествие может нанести непоправимый ущерб произведениям, в особенности из-за того, что некоторые китайские музеи, в которых будет экспонироваться "Эпопея", никогда не устраивали выставок западных картин такого размера и технической сложности и вряд ли достаточно хорошо подготовлены к работе с подобными произведениями».

Реставратор живописи в Словацкой академии наук Зузана Полакова отметила, что входящие в серию «Эпопея» работы Мухи экспонировались за рубежом всего несколько раз, но всякий раз после этого им требовалась реставрация. Ассоциация сохранения и развития культурного наследия в Чешской Республике также подчеркнула, что после проведенного в 1936 году обследования было рекомендовано никогда больше не вывозить «Эпопею» за границу.

В свою очередь, глава городской галереи Праги, осуществляющей уход за «Славянской эпопеей» и организующей эти выставки, утверждает, что турне не представляет опасности для картин. «Если эти площадки способны обеспечить безопасное экспонирование античного искусства, полотен эпохи Возрождения, классики модернизма и других хрупких работ из различных европейских стран, созданных такими художниками, как Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Лоренцо Лотто, Роден, Пикассо, Леже и Дюбюффе, то они в состоянии позаботиться и о произведениях Мухи, пусть и монументальных», — заявила директор галереи Магдалена Юрикова. Она также заверила, что музей работает над тем, чтобы обеспечить адекватные условия транспортировки и экспонирования работ художника.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+