18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Горы, мечети, арак и современное искусство

Во Владикавказе завершился X юбилейный симпозиум «Аланика». На международной конференции кураторы, искусствоведы и художники обсудили главные тенденции современного искусства на Кавказе и в других регионах России

Присутствие истории во Владикавказе, где отмечали десятую годовщину форума современного искусства, чувствуется во всем. В грозно смотрящих свысока горных вершинах, в домах небольшого, не выше трех этажей, тихого города, где по балконам, витым, решетчатым, украшенным, как орнаментом, ссохшимися ветвями винограда, можно изучать фантазию его архитекторов, в рассказах жителей о своих древних предках-аланах. В этой атмосфере в разных уголках города открылись выставки избранных произведений искусства, создававшихся в лаборатории-резиденции с момента ее основания в 2007 году. Благодаря усилиям Галины Тебиевой, руководителя форума «Аланика» со всеми его лабораториями, арт-резиденциями и конференциями, изолированность осетинского искусства от культурных тенденций страны преодолевалась. Внимание российских и мировых художников к культуре этого региона стало расти, и в 2010 году здесь появился Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства, директором которого была назначена Тебиева.

Справка

Лаборатория-форум «Аланика»

Первый симпозиум состоялся в 2007 году в поселке Фиагдон как академический пленэр для местных художников. Идея принадлежала Николаю Хлынцову, в то время председателю правительства Республики Северная Осетия — Алания. Идея прижилась, и во второй раз «Аланика» прошла уже на территории курорта Цей. Его тема «Ковчег» оказалась созвучна трагическим событиям в Южной Осетии, которые развернулись тогда всего в нескольких десятках километров от места работы художников. В 2011 году кураторами программы становятся Евгений Уманский и Елена Цветаева, руководители Калининградского филиала ГЦСИ. Они совершают своеобразный переворот, выводя симпозиум в город и развернув его в сторону паблик- и стрит-арта, привлекая к инициативе все больше внимания, в том числе иностранных художников. Лаборатория расширялась, и в 2012 году превратилась в международный форум с художественной резиденцией, результатом пребывания в которой становится итоговая выставка. В том же 2012 году в рамках симпозиума открылся первый форум молодых художников «Art Кавказ Next». Его проведение уже стало традицией и дало возможность начинающим художникам участвовать в выставках и мастер-классах специалистов. В 2015 году в московском выставочном центре «Рабочий и колхозница» прошла выставка «Аланика. Метод эксперимента», организованная Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства.

Еще…

Кураторство юбилейной программы «Аланики» взял в свои руки Евгений Уманский (он вместе с Еленой Цветаевой был куратором симпозиума в 2011–2012 годах). Место, которое в первую очередь показали журналистам, хранит тяжелую память о себе — это Беслан. У мемориала рядом со школой не исчезают цветы, под фотографиями погибших — детские игрушки, стихи, надписи тех, кто всегда помнит и скорбит. Во Дворце культуры Беслана, где разместилась посвященная трагедии выставка, иссиня-голубой купол. Проходящий через него свет делает всех гостями потустороннего мира, где эхо трагедии воплотилось в искусстве: в маленьких бутылочках улетают от матерей Беслана и художницы Диляры Акай куда-то ввысь послания с фотографиями самых любимых; колонной памяти устремляется вверх стена из парт Евгения Уманского; вся в углях, черная земля в ассамбляжах Владимира Мигачева — это то, что остается после трагедии, а еще остается память, которая углями прожигает воспоминания выживших. В записи театральной постановки режиссера Карины Бесоловой, в основу которой легли дневники выжившей в бесланской трагедии 2004 года Агунды Ватаевой, герои пытаются выйти из внутреннего мира страхов — и не могут.

Отголоски болезненной темы видятся и в экспозициях «Аланики», не выходящих за черту Владикавказа. На третьем этаже Национальной научной библиотеки в темном зале мигает видео британки Марии Маршал, в нем мимо алтаря разрушающейся церкви, напоминающей бесланский мемориал, проносится футбольный мячик. А на первом этаже звучат и отзываются эхом детские голоса. Это звуковая инсталляции серба Деяна Калуджеровича. Классики, символ дворового веселья, нарисованы на черной школьной доске.

О надежде и о будущем

Особое качество жителей Владикавказа, воспринятое и художниками-участниками «Аланики», — несмотря ни на что, встречать будущее с улыбкой, широкой и согревающей. Смех не просто лучшее лекарство, не только основа кавказского тоста, но и жизнеутверждающий девиз, который помогает двигаться дальше. В фотопроекте Сергея Браткова настоящий джигит сжимает в руке именно кисточку, потому что «художник — лучший выбор современной девушки». При этом главным достоинством художника остается огромный «мерлеп» (на аварском значит и гору и нос) — из них, деревянных, в инсталляции Таус Махачевой можно целый рельеф выложить. Здорово, если герой в папахе владеет еще и осетинской народной медициной. Секретами целительства кто-то успел поделиться с калининградцем Олегом Бляблясом, который в своих рисунках демонстрирует, что любой укус можно вылечить настойкой жуков на традиционном напитке — араке.

Избранные за десять лет существования форума работы отличаются и техникой исполнения, и темами (они каждый год менялись с приходом нового куратора), и местом, для которого создавались, поэтому цельного выставочного проекта изначально не ожидалось. Стоит добавить, что во Владикавказе нет не только отдельной площадки для демонстрации современного искусства, но и условий для его хранения — и об этом куратор Евгений Уманский не забывал напоминать на конференции, где обсуждались планы и подводились итоги прошлых форумов. Здание бывшего выставочного центра «Иртекс» в парке им.Коста Хетагурова, переданное Северо-Кавказскому филиалу ГЦСИ в 2010 году, укутанное зеленой сеткой, замерло между этапами реконструкции, которая, если повезет, может завершиться в будущем году.

Тем не менее рассеянные по Владикавказу произведения, словно транспортные остановки из фотопроекта Джамшеда Холикова, оказались своеобразной точкой между прошлым и будущим, отразили общие для всех художников переживания — размышления о национальной идентичности, энергии места, будущем кавказского города и характере его гостеприимного народа. Между тем это будущее меняется прямо на глазах, главное — верить. Спецпроект Сабины Шихлинской — посвященная несвободе и мечтам о счастье неоновая выставка «Иллюзии» в недействующей много лет мечети (впоследствии планетарии) — так потрясла зрителей, что прямо на открытии представители властей задумались о постоянном использовании площадки для выставок современного искусства.

От практики к теории

Справка

Леонид Бажанов, бывший художественный руководитель ГЦСИ, о будущем «Аланики»:

«Нужно, несмотря на все трудности, искать любые финансовые возможности для поддержки. Нельзя превращаться в снобов, отворачиваясь от трудно идущих на контакт коллег и партнеров. Владикавказу можно делать и интеллектуальные выставки, и выставки-блокбастеры. Сегодня любой художник ищет, как себя проявить, потому что дома уже скучно. Главное — определить человеческий ресурс и в зависимости от него выработать реальные программы на разных культурных площадках».

Еще…

С 9 по 13 ноября в Национальной научной библиотеке проходила конференция, на которой эксперты, в их числе Леонид Бажанов, Екатерина Иноземцева, Владислав Мизин, Виталий Пацюков, Алиса Прудникова, Елена Цветаева и другие исследователи искусства, обсуждали будущее «Аланики», а также проблемы актуализации культурного наследия, развитие культурного пространства Кавказа и самые успешные проекты филиалов ГЦСИ.

У регионов схожие с Владикавказом проблемы. В Калининграде ждет реставрации башня «Кронпринц», при этом ее продолжают использовать для паблик-арта (одной из последних там стала инсталляция Лорано Перно «Нет в мире больше чудес»). В Нижнем Новгороде проводится фестиваль «Новый город: древний». Уличные художники не ждут, пока старинная деревянная архитектура сгниет до конца или окажется снесенной, а привлекают к ней внимание общественности своими работами, выставляя документации в музее. Екатеринбург входит в тройку главных в России городов для культурных инвестиций, однако найти спонсоров знаменитой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, по словам Алисы Прудниковой, становится все сложнее. Тем не менее с помощью краудфандинга в конце лета этого года отремонтировали музейный дворик. Один из первых фестивалей стрит-арта «Стенограффия» прошел именно в Екатеринбурге. В городе уже привыкли к необычным интервенциям наподобие желтых торшеров у здания мэрии или развешенных по остановкам ковров, прячущих пеструю рекламу: о смысле этих практик художники постоянно рассказывают на лекциях в Уральском филиале ГЦСИ. Кстати, во Владикавказе существует свой, возникший меньше года назад кластер уличных художников «Портал», о котором знают немногие местные. Рядом с Парком имени Коста Хетагурова, на задворках законсервированной стройки независимые художники создают арт-объекты, граффити, скульптуры и инсталляции.

После выступлений сотрудников ГЦСИ, а также международных гостей — куратора биеннале в турецком Чанаккале Дэниз Эрбаш, куратора из Белоруссии Ольги Рыбчинской, руководителя галереи «Арсенал» в польском Белостоке Моники Шевчик — собравшиеся ответили на главный вопрос юбилейной конференции: каково будущее «Аланики»? Среди реальных возможностей — развитие паблик-арта и уличного искусства Владикавказа, отношений с соседями — Азербайджаном, Грузией, Дагестаном, выстраивание образовательной программы и взаимодействия с учебными заведениями, наконец, продолжение форума молодых художников «Art Кавказ Next», у которого в этом году тоже юбилей: ему исполнилось пять лет.

Выставки «Аланика. Метод эксперимента» открыты во Владикавказе до 30 ноября.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+