Силовой захват пространства «Четверть»

Ситуация вокруг петербургского проекта «Четверть», о которой мы уже писали, продолжает накаляться, хотя, казалось бы, дальше уже некуда.

Напоминаем, что креативный проект «Четверть», объединяющий около 30 культурных площадок разной направленности, ресторанов и баров, в начале декабря 2013 года был поставлен перед необходимостью выселения. Арендодатель решил разорвать долгосрочный договор аренды. Особняк в переулке Пирогова, в котором руководители и резиденты «Четверти» проводили ремонт своими силами, решено было сдать кураторам ресторана «Тени», располагающегося на втором этаже здания.

В декабре проект еще работал, параллельно разбираясь в юридических нюансах ситуации. Второй арендатор все это время всячески мешал его нормальному функционированию (были и заваренные двери, и отключения электричества), однако культурные мероприятия в «Четверти» продолжали проходить.

Ситуация достигла апогея 24 декабря: в здание ворвалось около 30 мужчин, выставивших резидентов из особняка и повесивших на дверях табличку о якобы аварийном состоянии постройки. Как выяснилось позже, это были представители ЗАО «Нирт» — арендодателя. Прибывшая на место полиция «не выявила факта насильственного выдворения». Утром 25 декабря резиденты «Четверти» и поддерживающие их люди приехали к особняку, чтобы понаблюдать за развитием событий, была разбита полевая кухня. Ближе к вечеру один из представителей арендодателя попытался на машине проехать через живой щит ребят из «Четверти», что спровоцировало потасовку между резидентами и «захватчиками» особняка, которые применили травматическое оружие.

Представитель «Четверти» вызвал полицию для обеспечения безопасности. На место происшествия прибыл наряд, и только после этого положение стабилизировалось. Однако никаких нарушений общественного порядка правоохранителями выявлено не было, задержаний тоже не произвели, кроме одного из пикетировавших здание, несмотря на вмешательство депутата Ольги Галкиной.

После многочисленных заявлений в полицию со стороны резидентов и сочувствующих 25 декабря ЗАО «Нирт» предложило им составить опись своих вещей, чтобы забрать их впоследствии, расписавшись под многозначной фразой «Претензий не имею».

О положении в «Четверти» нам рассказала куратор и основательница галереи современного искусства Aperto Gallery Елена Юшина: «Ситуация очень сложная, неоднозначная, и при этом правила игры мы открываем только в процессе игры. Я бы лично не хотела участвовать в подобных акциях родом из 1990-х. Для нас «Четверть» стала не только домом в первый год деятельности Aperto Gallery — это гораздо больше, это круг единомышленников, готовых сражаться за ситуацию и менять культурную среду вокруг. И мы безумно благодарны команде «Четверти» и всем, кто был все это время с нами, кто поддерживал все наши инициативы. Сейчас в «Четверти» сложно добиться правды, налицо бездействие полиции, комментарии со стороны владельца здания ЗАО «Нирт» не нуждаются в дополнительных пояснениях. В здании находятся их «работники», которых все видели на кадрах хроники происшествий. Те самые работники, влетевшие в здание с дубинками и выпроводившие всех арендаторов «на законных основаниях», по словам полиции. Что ж, именно правительство Санкт-Петербурга приняло решение передать в управление ЗАО «Нирт» на 49 лет данный особняк XIX века, из чего можно делать определенные выводы о культурной составляющей города, этим летом принимающего ведущую биеннале современного искусства Manifesta 10. Все выглядит низко и останется без комментариев с нашей стороны. У каждого своя правда, с юридической точки зрения мы не компетентны давать какие-либо комментарии. Это рубеж и урок для всех, никто не испытывал никаких наивных надежд, но и подобного развития событий не ожидал. Мы вывезли часть вещей, так как планируем в скором времени открыть новую, расширенную выставку выпускников Королевского колледжа искусств в пространстве «Тайга». Сегодня перед нами предстало истинное лицо «закона» в России и то, что значит «нести искусство в массы».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+