18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Циклододекан спасает фрески

№48
Материал из газеты

В Новгородском музее-заповеднике показали фрагменты фресок 900-летней давности из разрушенного храма, считавшиеся навсегда утраченными

В Центре реставрации монументальной живописи Новгородского государственного объединенного музея-заповедника показали фрагменты монументальной живописи XII века из церкви Благовещения на Городище. Эти фрески 900-летней давности, считавшиеся раннее утраченными, обнаружены во время археологических работ. Они предваряли консервацию руин церкви XIV века и выявление остатков одноименного храма, заложенного, по летописям, в 1103 году.

Этим летом на Городище применили новый способ извлечения фрагментов из обвалов, позволяющий сократить время на подбор при дальнейшей их реставрации. Дело в том, что при обрушении храма большие куски живописи оказались раздавленными на более мелкие. Чтобы извлечь их полностью, не нарушив стыки, реставраторы использовали циклододекан — вещество, быстро испаряющееся под воздействием тепла. Фрагмент фрески накрывается марлей и заливается циклододеканом, после чего плитка с росписями извлекается из строительного мусора и подклеивается к уже существующим деталям традиционным способом.

Именно таким образом реставраторы произвели уже около 697 стыков. В Центре реставрации монументальной живописи находится теперь 147 планшетов с фрагментами разного размера. Там они проходят чистку и предварительный подбор. Ожидается, что основную часть работ по их реставрации закончат к 2017 году.

У исследователей оказались и более крупные фрагменты росписи, позволяющие судить о том, что живопись церкви Благовещения на Городище была типичной для XII века. Лоб архангела с тщательно прорисованными челкой и ленточкой. Или же изображение чешуи. Руководитель археологической экспедиции, член-корреспондент РАН Владимир Седов предположил, что это кусок с кольчугой воина. Заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова считает иначе: если эти фрагменты извлечены из дьяконника, то, вероятнее всего, изображают они чешую змея, иллюстрирующую «Чудо Георгия о змие». Точно такие же сюжеты украшали Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря в Новгороде и церковь Святого Георгия в Старой Ладоге.

После того как экспедиция Владимира Седова выявила остатки церкви, стали видны западная часть храма, два подкупольных столба, стенка, отделяющая храм от нар­текса. А фрагменты стены нартекса оказались под утраченной колокольней XIX века.

Подтвердилось предположение о том, что церковь сознательно разрушили в XIV веке при строительстве на ее месте новой. «Предварительно можно сказать, что храм разбирали. Мы видим, что подрубили снизу стены и потом растащили. Он раскрылся и упал — стены меняют конфигурацию и выворачивают собственные фундаменты, — объясняет Владимир Седов. — Это осмысленное разрушение старого храма, который не стали ремонтировать».

Сайт музея-заповедника сообщает, что в 2017 году раскопки продолжатся уже на территории храма XIV века. Одновременно ведутся работы на Благовещенском раскопе под руководством старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Ивана Еремеева

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+