18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зачем корпорациям современное искусство

Почему большинство банков собирают искусство второй половины XX — XXI века

Проблемы корпоративного коллекционирования обсудили в Московском музее современного искусства (MMOMA) в рамках фестиваля Art. Up Art. In. Инициатором дискуссии о том, почему, как и зачем компании собирают искусство, стал Газпромбанк — единственная российская корпорация, коллекция которой полностью посвящена современному искусству.

«Kорпоративное коллекционирование ныне является сложившимся сегментом арт-мира со своим собственным корпусом профессионалов и специалистов, с собственной философией, справочными изданиями, каталогами коллекций, этическими стандартами и профессиональными организациями», — эта мысль, выраженная корпоративным куратором коллекции Газпромбанка Мариной Ситниной, стала главной в дискуссии. Для некоторых компаний основными являются инвестиционные цели или желание украсить свои стены. Но для большинства коллекционирование стало средством выражения корпоративной культуры и ценностей, a также связи с внешним миром.

Чего можно добиться на этом пути, видно на примере испанского банка La Caixa, куратор которого Нимфа Бисбе приехала в Москву. Банк начал формировать коллекцию современных художников 30 лет назад, раньше, чем испанские государственные музеи, и по уровню собрания может со многими из них поспорить: у банка есть работы Брюса Наумана, Дональда Джадда, Герхарда Рихтера и Рони Хорна. Сейчас La Caixa больше всего интересует социальное искусство — произведения на тему миграционного кризиса, власти и насилия.

В России корпоративное коллекционирование молодо и не пользуется никакими налоговыми льготами. Первый этап оно пережило в конце 1980-х — 1998 году. Тогда собирали в основном банки — но от них остались только имена: Столичный банк сбережений, Югорский акционерный банк, банк «КИТ-Финанс» и самый знаменитый — Инкомбанк. Коллекция последнего была бездарно распродана в 2002 году, и публике сейчас доступны только работы, попавшие в музеи. Например, Черный квадрат, выкупленный Владимиром Потаниным для Эрмитажа, и несколько картин позднего Казимира Малевича, Александра Древина и Надежды Удальцовой, которые смог на аукционе приобрести для совсем молодого тогда ММОМА Василий Церетели.

Впрочем, нечто похожее происходило и на Западе. Банки, которые покупают искусство сейчас, делают это принципиально по-другому. Большинство из них, около 80%, сосредоточено на коллекционировании современного, для корпораций коллекционирование contemporary art — знак социальной ответственности. В Москву специально приехала Лоа Хааген Пикте, председатель Международной ассоциации корпоративных коллекций (IACCCA), объединяющей 43 компании в 17 странах мира, и одновременно куратор коллекции швейцарского банка Pictet. Все компании, входящие в ассоциацию (Газпромбанк — единственная российская среди них) собирают современное искусство. Сейчас IACCCA — весьма влиятельная организация, она принята в Международный совет музеев (ИКОМ) и в будущем году планирует огромную выставку, в которую должны войти работы из собраний каждого ее члена.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+