18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем корпорациям современное искусство

Почему большинство банков собирают искусство второй половины XX — XXI века

Проблемы корпоративного коллекционирования обсудили в Московском музее современного искусства (MMOMA) в рамках фестиваля Art. Up Art. In. Инициатором дискуссии о том, почему, как и зачем компании собирают искусство, стал Газпромбанк — единственная российская корпорация, коллекция которой полностью посвящена современному искусству.

«Kорпоративное коллекционирование ныне является сложившимся сегментом арт-мира со своим собственным корпусом профессионалов и специалистов, с собственной философией, справочными изданиями, каталогами коллекций, этическими стандартами и профессиональными организациями», — эта мысль, выраженная корпоративным куратором коллекции Газпромбанка Мариной Ситниной, стала главной в дискуссии. Для некоторых компаний основными являются инвестиционные цели или желание украсить свои стены. Но для большинства коллекционирование стало средством выражения корпоративной культуры и ценностей, a также связи с внешним миром.

Чего можно добиться на этом пути, видно на примере испанского банка La Caixa, куратор которого Нимфа Бисбе приехала в Москву. Банк начал формировать коллекцию современных художников 30 лет назад, раньше, чем испанские государственные музеи, и по уровню собрания может со многими из них поспорить: у банка есть работы Брюса Наумана, Дональда Джадда, Герхарда Рихтера и Рони Хорна. Сейчас La Caixa больше всего интересует социальное искусство — произведения на тему миграционного кризиса, власти и насилия.

В России корпоративное коллекционирование молодо и не пользуется никакими налоговыми льготами. Первый этап оно пережило в конце 1980-х — 1998 году. Тогда собирали в основном банки — но от них остались только имена: Столичный банк сбережений, Югорский акционерный банк, банк «КИТ-Финанс» и самый знаменитый — Инкомбанк. Коллекция последнего была бездарно распродана в 2002 году, и публике сейчас доступны только работы, попавшие в музеи. Например, Черный квадрат, выкупленный Владимиром Потаниным для Эрмитажа, и несколько картин позднего Казимира Малевича, Александра Древина и Надежды Удальцовой, которые смог на аукционе приобрести для совсем молодого тогда ММОМА Василий Церетели.

Впрочем, нечто похожее происходило и на Западе. Банки, которые покупают искусство сейчас, делают это принципиально по-другому. Большинство из них, около 80%, сосредоточено на коллекционировании современного, для корпораций коллекционирование contemporary art — знак социальной ответственности. В Москву специально приехала Лоа Хааген Пикте, председатель Международной ассоциации корпоративных коллекций (IACCCA), объединяющей 43 компании в 17 странах мира, и одновременно куратор коллекции швейцарского банка Pictet. Все компании, входящие в ассоциацию (Газпромбанк — единственная российская среди них) собирают современное искусство. Сейчас IACCCA — весьма влиятельная организация, она принята в Международный совет музеев (ИКОМ) и в будущем году планирует огромную выставку, в которую должны войти работы из собраний каждого ее члена.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+