Мастер эротического томления

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

В Загребе заново открывают весьма чувственные скульптуры хорватского Родена

Dalibor Prancevic, Barbara Vujanovic and Zorana Juric Sabic. Sculpture and Nakedness: Corporeality and Eroticism in the Works of Ivan Mestrovic. Ivan Mestrovic Museums. 172 с. £12
Dalibor Prancevic, Barbara Vujanovic and Zorana Juric Sabic. Sculpture and Nakedness: Corporeality and Eroticism in the Works of Ivan Mestrovic. Ivan Mestrovic Museums. 172 с. £12

Огюст Роден называл своего друга и ученика хорвата Ивана Мештровича (1883–1962) «величайшим явлением среди художников наших дней». Взаимное восхищение скульпторов понятно: в работах Родена и Мештровича много схожего — та же одержимость обнаженным человеческим телом во всей его силе, красоте, духовности и хрупкости. Именно интимно-эротический аспект творчества Мештровича представили на недавней выставке в Загребе. Ее каталог на английском и хорватском Sculpture and Nakedness («Скульптура и обнаженность») стал важным дополнением к скудному ряду литературы об одном из самых выдающихся скульпторов ХХ века. Но это не справочник для тех, кому ничего не известно о Мештровиче, но книга, помогающая узнать новое о его жизни. Она показывает, как творчество предопределяется особенностями биографии. Хотя Мештрович и создал ряд официозных монументов, большая часть его работ демонстративно интимны.

Карьера Ивана Мештровича пришлась на бурный период балканской истории. В юности он обучался резьбе по камню в Сплите (тогда Австро-Венгрия, ныне Хорватия). В 17 лет поступил в венскую Академию художеств. Там он подружился с Густавом Климтом и Эгоном Шиле. Первые скульптуры Мештровича создавались именно в венский период, проникнутый теориями Зигмунда Фрейда, открывшего художнику амбивалентность человеческой сексуальности. Переехав в Париж в 1908 году, Мештрович подружился с Роденом. Даже если не брать тематическую схожесть их работ, оба они разделяли импрессионистические взгляды на пластику; смелость массивных волнообразных форм Мештровича можно оценить по фотографиям деталей, представленных в книге крупным планом. За четыре года, проведенных в Риме, скульптор познакомился с наследием Микеланджело и с античным искусством, влияние которого заметно в его работах 1920–1930-х годов. Жаль, книга внезапно обрывается эмиграцией скульптора в США после Второй мировой войны.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+