18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художников не обидят

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Коллекционер и адвокат Питер Хорт разработал схему, по которой художникам и галереям будут платить вовремя

По RISBE, новой схеме, разработанной Питером Хортом, с каждой сделки купли-продажи взимается максимум 2% / Courtesy of Peter Hort and Jamie Cohen Hort
По RISBE, новой схеме, разработанной Питером Хортом, с каждой сделки купли-продажи взимается максимум 2% / Courtesy of Peter Hort and Jamie Cohen Hort

Галереи, которые не платят художникам вовремя, если вообще платят, скоро уйдут в прошлое. Этим летом адвокат Питер Хорт, принадлежащий к одной из самых известных в Нью-Йорке семей коллекционеров, запустил проект, функционирующий по новой бизнес-модели, которая может совершить настоящую революцию на местном арт-рынке.Проект под названием RISBE представляет новую схему продаж предметов искусства, а именно: деньги от продажи перечисляются на депонент третьей стороне, RISBE, которая выплачивает доли обеим сторонам-участницам — галерее и художнику или его представителю. Максимальная комиссия RISBE с каждой сделки составляет 2%.

Что касается первичного рынка, то благодаря RISBE галереи смогут действовать в соответствии с нью-йоркским законом о культуре и искусстве, регулирующим такие сделки: в частности, в статье 12 этого закона говорится, что «любые доходы от продажи такой работы на первичном рынке передаются в доверительные фонды посредника (например, галереи) в целях выгоды владельца работы или художника». «Большинство галерей так, конечно, не делает, но большинство галерей просто и не слышало об этом законе», — комментирует Хорт, приводя в пример и другие игнорируемые в Нью-Йорке предписания. Например, оказывается, от галерей требуют указывать цены под каждой работой.

Юридически никто не обязывает галереи использовать такой сервис, как RISBE. «Статья 12 для дилеров носит рекомендательный характер», — объясняет юрист, специалист в сфере искусства Донн Зарецки. «Она в принципе устанавливает своего рода юридическую фикцию, касающуюся продаж, — на какой бы счет деньги ни перечислялись, да даже если они хранятся под матрасом у арт-дилера, они являются так называемыми доверительными фондами». Это означает, что нет риска того, что гонорар художника (который обычно составляет половину доходов от продажи) заберут себе кредиторы, если галерея обанкротится. С юридической точки зрения деньги художника как таковые не принадлежат галерее. Однако благодаря RISBE художники, по заверению Хорта, «получат их сразу и в полном объеме», «и не нужно каждый раз гадать, кинут или нет». Случаи, когда художник подает в суд на галерею за невыплату гонорара, довольно редки, но, по его словам, подавать иск из-за сумм меньше $15 тыс. просто невыгодно, судебные издержки обойдутся дороже. Хорт хочет упростить процесс получения гонорара, потому что часто он оборачивается сплошной неловкостью. «Уверен, вы знаете много художников, успешных художников, которые заходят в галерею бочком, мнутся и краснеют, чтобы получить, как когда-то карманные деньги у родителей, „еженедельное пособие“, — рассказывает Хорт. — Это унизительно, ведь они профессионалы».

Статистика относительно того, как платят художникам, не ведется, но неприятных историй рассказывают много, при этом дилеры твердят, что выручки у них почти никакой. В 2014 году финансовый аналитик арт-рынка Магнус Реш провел опрос, в котором приняли участие 8 тыс. галерей, 55% респондентов указали доход в размере менее чем $200 тыс. в год. Когда речь идет о выборе, заплатить ли художнику или за аренду галереи, легко догадаться, что предпочтут многие дилеры.

В сфере перепродаж, или на вторичном рынке, RISBE тоже представля­ется привлекательной схемой для коллекционеров. Питер Хорт приводит в пример историю о том, как один коллекционер зашел в гости к своему знакомому и обнаружил, что тот приобрел работу, которую он недавно передал на продажу в галерею, — только в несколько раз дороже, чем просил владелец, разницу дилер взял себе.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+