18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художников не обидят

№48
Материал из газеты

Коллекционер и адвокат Питер Хорт разработал схему, по которой художникам и галереям будут платить вовремя

Галереи, которые не платят художникам вовремя, если вообще платят, скоро уйдут в прошлое. Этим летом адвокат Питер Хорт, принадлежащий к одной из самых известных в Нью-Йорке семей коллекционеров, запустил проект, функционирующий по новой бизнес-модели, которая может совершить настоящую революцию на местном арт-рынке.Проект под названием RISBE представляет новую схему продаж предметов искусства, а именно: деньги от продажи перечисляются на депонент третьей стороне, RISBE, которая выплачивает доли обеим сторонам-участницам — галерее и художнику или его представителю. Максимальная комиссия RISBE с каждой сделки составляет 2%.

Что касается первичного рынка, то благодаря RISBE галереи смогут действовать в соответствии с нью-йоркским законом о культуре и искусстве, регулирующим такие сделки: в частности, в статье 12 этого закона говорится, что «любые доходы от продажи такой работы на первичном рынке передаются в доверительные фонды посредника (например, галереи) в целях выгоды владельца работы или художника». «Большинство галерей так, конечно, не делает, но большинство галерей просто и не слышало об этом законе», — комментирует Хорт, приводя в пример и другие игнорируемые в Нью-Йорке предписания. Например, оказывается, от галерей требуют указывать цены под каждой работой.

Юридически никто не обязывает галереи использовать такой сервис, как RISBE. «Статья 12 для дилеров носит рекомендательный характер», — объясняет юрист, специалист в сфере искусства Донн Зарецки. «Она в принципе устанавливает своего рода юридическую фикцию, касающуюся продаж, — на какой бы счет деньги ни перечислялись, да даже если они хранятся под матрасом у арт-дилера, они являются так называемыми доверительными фондами». Это означает, что нет риска того, что гонорар художника (который обычно составляет половину доходов от продажи) заберут себе кредиторы, если галерея обанкротится. С юридической точки зрения деньги художника как таковые не принадлежат галерее. Однако благодаря RISBE художники, по заверению Хорта, «получат их сразу и в полном объеме», «и не нужно каждый раз гадать, кинут или нет». Случаи, когда художник подает в суд на галерею за невыплату гонорара, довольно редки, но, по его словам, подавать иск из-за сумм меньше $15 тыс. просто невыгодно, судебные издержки обойдутся дороже. Хорт хочет упростить процесс получения гонорара, потому что часто он оборачивается сплошной неловкостью. «Уверен, вы знаете много художников, успешных художников, которые заходят в галерею бочком, мнутся и краснеют, чтобы получить, как когда-то карманные деньги у родителей, „еженедельное пособие“, — рассказывает Хорт. — Это унизительно, ведь они профессионалы».

Статистика относительно того, как платят художникам, не ведется, но неприятных историй рассказывают много, при этом дилеры твердят, что выручки у них почти никакой. В 2014 году финансовый аналитик арт-рынка Магнус Реш провел опрос, в котором приняли участие 8 тыс. галерей, 55% респондентов указали доход в размере менее чем $200 тыс. в год. Когда речь идет о выборе, заплатить ли художнику или за аренду галереи, легко догадаться, что предпочтут многие дилеры.

В сфере перепродаж, или на вторичном рынке, RISBE тоже представля­ется привлекательной схемой для коллекционеров. Питер Хорт приводит в пример историю о том, как один коллекционер зашел в гости к своему знакомому и обнаружил, что тот приобрел работу, которую он недавно передал на продажу в галерею, — только в несколько раз дороже, чем просил владелец, разницу дилер взял себе.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+