18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как вырастить искусство

«Живое искусство» расцвело на арт-сцене задолго до того, как француз Филипп Паррено запустил в Тейт Модерн настоящий биореактор. Но именно сейчас художников активно потянуло в биологию

Мы живем в золотой век биотехнологий. Клонирование, редактирование ДНК, генная инженерия и ксенотрансплантация (пересадка органов, тканей и клеток одного биологического вида другому) — любимые темы научных фантастов и авторов готических романов начиная с Мэри Шелли и ее Франкенштейна — становятся нашей реальностью. Биологи и генные инженеры меняют мир вокруг нас, а художники чутко реагируют на дух времени и создают работы с живыми материалами, заостряя великие возможности и великие угрозы, которые несет эпоха стремительного прогресса.

Справка

Главные герои

Орон Каттс и Йонат Цурр

Художники стоят у истоков группы Tissue Culture & Art project (TC&A), которая занимается темой применения биоматерии в арт-практиках, она создана при поддержке SymbioticA — ультрасовременной художественной и научно-исследовательской лаборатории в Университете Западной Австралии в Перте. «Кожа без жертв» — проект TC&A, исследующий этические вопросы использования человеком других живых существ. Он иронически предлагает альтернативу шкурам животных — крошечные биокурточки, выращенные из стволовых клеток мышей. Одна из них в 2008 году была показана на выставке «Дизайн и пластическое сознание» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Марта де Менезиш

«Внутреннее облако» (2003) португальской художницы Марты де Менезиш состоит из ее собственной ДНК, заключенной в заполненную  этанолом емкость и окутанную белыми клубами пара. Работа была создана под влиянием романа Жозе Сарамаго 1982 года «Воспоминание о монастыре. Бальтазар и Блимунда», в нем души людей, погибших от чумы, по легенде, превращались в облака.

Анна Думитриу

«Машина пневмоторакс» — часть проекта британской художницы Анны Думитриу «Болезнь романтиков: художественное исследование туберкулеза». Думитриу увлечена историей этого заболевания и связанных с ним романтических мифов. Она признается, что «ее страсть — коллекционирование старинных медицинских инструментов и лекарств, применявшихся для лечения туберкулеза». К примеру, на гаражных распродажах в Брайтоне она нашла пару антикварных аппаратов, которые использовались, чтобы предотвратить спадание легкого больных туберкулезом. Работа художницы — такой аппарат, обернутый в нечто, напоминающее ткани легкого; на металле художница выгравировала узор мокроты зараженного туберкулезом.

Еще…

В Лондоне французский художник Филипп Паррено попробовал себя в качестве биолога: в Турбинном зале Тейт Модерн он создал настоящий биореактор, кишащий бактериями и ставший живым сердцем его сложной инсталляции. Однако первооткрывателем биоискусства Паррено назвать сложно: многие художники уже давно работают в этом направлении.

Пионерами считаются Сюзанн Анкер, Кэти Хай и Эдуардо Кац, больше других известный своей работой 2000 года — флуоресцирующим кроликом, светившимся зеленым светом под ультрафиолетовыми лампами. Из нового поколения стоит особо отметить три имени — Джейден Хастингс, Хелен Пайнор и Шпела Петрич.

Термин «биоискусство» все еще горячо обсуждается, но, как правило, под ним понимают использование живых тканей, организмов и биопроцессов в произведениях искусства. Вот определение из книги Уильяма Майерса «Биоарт: измененная реальность» (2015): «Проще говоря, биоарт привлекает научные инструменты и методы для создания произведений искусства». Сам автор — художник и глава отделения изящных искусств Школы изобразительных искусств на Манхэттене, где имеется собственная биохудожественная лаборатория. Некоторые пуристы утверждают, что биоарт может создаваться только в «мокрой» лаборатории, там, где непосредственно ставятся опыты с биологической материей; другие возражают, что нелабораторные работы, являющиеся результатом научного исследования, также могут быть отнесены к биоискусству.

Хизер Барнетт, художница и преподаватель курса по искусству и науке в Центральном колледже искусства и дизайна святого Мартина в Лондоне, работает с бактериями, слизевиками и каракатицами. Она отмечает невероятный подъем биоарта, скачок разработок в области биотехнологий делает эту форму искусства особенно актуальной. Биоарт, по ее словам, «отражает чаяния и тревоги нашего времени».

Например, потенциалу клеточного роста, который может дать вечную молодость, посвящена работа «Наследственность» (2016) Джины Чарнецки и Джона Ханта, в которой трехмерные портреты дочерей Чарнецки созданы из клеток детей художницы. Работа будет показана на выставке «Вовсе не гравитация» в FACT (Фонд искусства и креативных технологий) в Ливерпуле с 11 ноября по 5 февраля. А художница Анна Думитриу, предпочитающая туберкулезные бактерии, отмечает: «В работе с микробиологическими объектами меня привлекает контраст между их красотой и вызываемым ими страхом и отвращением. Это неведомая могущественная сила — окружающие нас невидимые организмы, которые могут нас изменить или даже убить».

Коллекционеры за биоарт пока не дерутся, по крайней мере сейчас. «Арт-рынок всегда был консервативен, — говорит Хизер Барнетт. — Он не определяет тенденции, он пытается определить рыночную стоимость». В отличие от традиционного искусства, которое можно повесить на стену или поставить на пол, биоарт требует большей заботы. Кроме того, командный характер биоискусства размывает культ уникальности и идентичности художника, которого так жаждет арт-рынок, говорит Барнетт. «Биография художника не менее важна, чем сама работа, потому что в первую очередь продается имя, а потом уже произведение искусства. Арт-дилерам и аукционным домам потребовалось некоторое время, чтобы монетизировать инсталляции, перформансы и цифровое искусство, поэтому я думаю, что в будущем научатся продавать и биоарт».

Роберт Девчич, основатель и куратор организации GV Art London, более десяти лет убеждает крупные музеи в том, что биоарт достоин места в их экспозиции: «Я считаю, это действительно трудно — продать настоящий биохудожественный материал». Девчичу так и не удалось найти покупателя для «Свиных крыльев». Этот проект вывел английскую поговорку «если бы свиньи могли летать» на совершенно новый уровень: художники сконструировали и вырастили крылья, используя ткани живой свиньи. Идею реализовала Tissue Culture & Art project (TC&A), созданная Ороном Каттсом и Йонат Цурр. Сейчас GV Art London предлагает фотоотпечатки ограниченного тиража с изображением раскрашенных свиных крыльев, изготовленных TC&A в 2011 году, за £5 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+