18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Звягинцев ответил на заявление Пескова о госзаказе и цензуре

По мнению режиссера, в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост и отрицать это может только лжец или невежда

В своей речи, опубликованной на страницах газеты «Коммерсантъ», режиссер Андрей Звягинцев прокомментировал ответ пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова художественному руководителю театра «Сатирикон» Константину Райкину. В выступлении на съезде Союза театральных деятелей Райкин высказался против участившихся в последнее время в России случаев запрета спектаклей и выставок. Песков на это заявил, что в стране цензуры нет, при этом государство имеет право «обозначить ту или иную тему» произведения искусства, если его создание финансируется из бюджета.

По мнению Звягинцева, в данном случае происходит подмена понятий. «Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства? Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет. Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого „если государство дает деньги… оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему“, выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью», — констатировал он.

Говоря о качестве работ, выполненных по госзаказу, режиссер подчеркнул, что это, как правило, — «произведения очень ограниченные — и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет, притом любой предмет». «Такими „заказами“ чиновники оскопляют творческую мысль, заставляют художника превратить свое стило в долото грубого ремесленного пошиба».

Обратил внимание Звягинцев и на то, что Песков не стал комментировать слова Райкина о поведении активистов, «публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии».

«Желающим что-нибудь заказать художнику» режиссер предложил следующее: «Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите, например, спектакль. Или десять спектаклей. Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших „заказов“. Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать».

Полностью комментарий Андрея Звягинцева опубликован на сайте газеты «Коммерсантъ» под заголовком «Дурной сон госзаказа».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+