18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Провалы и успехи на ярмарке FIAC

В Париже завершилась 43-я Международная ярмарка современного искусства FIAC, в которой приняли участие 186 галерей из 26 стран. Главные новости: коллекционеры стали рассудительнее, а неуспехи Дэмиэна Херста уравновесил триумф Кадера Аттиа

«Искусство — это то, что может придать движение», — написано на асфальте посреди avenue Winston Churchill, разделяющей Большой и Малый дворцы (Grand Palais и Petit Palais). Вместо плотного потока машин — толпа людей. На время FIAC улицу сделали пешеходной, как на Всемирной выставке 1900 года, и отдали на откуп художникам. Эту фразу французского поэта и художника Анри Мишо воспроизвел один из лидеров нового реализма Жак Виллегле, и она лучше всего характеризует нынешний выпуск.

Намеченный директором FIAC Дженнифер Флей курс на экспансию в город в этом году достиг невиданного размаха. К Вандомской площади, на которой вырос алюминиевый лес швейцарца Уго Рондинона, и к саду Тюильри, где нашлось место и лодкам североафриканских беженцев художника Томаса Килппера, и модульным домам архитектора Жана Нувеля, добавились Малый дворец, Дворец открытий и двор Лувра — две последние площадки стали сценой для танцевальных и художественных перформансов. Одновременно проходили две ярмарки: Asia Now с фокусом на азиатских художниках и Paris International, созданная молодыми парижскими галеристами в пику зубрам с FIAC, — и в день открывалось по выставке. Чтобы пробежать этот арт-марафон, нужна закалка, иначе всего не охватить.

«Качество парижских выставок и арт-событий, которые совпадают с проведением ярмарки, в последние годы достигло высочайшего уровня, и это, безусловно, сильнейший аргумент в пользу FIAC, — считает Шарис Александрян, заместитель директора лондонской галереи White Cube. — В последние выпуски, например, мы редко замечали русских коллекционеров, но в этот раз многие приехали на открытие Щукина в Fondation Louis Vuitton, заодно заглянули на вернисаж FIAC и ушли не с пустыми руками. Мы довольны». Из продаж — в первые часы открытия ярмарки разобрали Георга Базелица (от €500 тыс.) и Тистера Гейтса (от €300 тыс.).

Главное новшество 2016 года — выставочный проект On site в Малом дворце, в интерьерах и садах которого разбросаны десятки скульптур большого формата, от именитых звезд Яна Фабра и Кьянде Уайли до молодых художников. К слову, White Cube одной из первых поддержала эту идею Дженнифер Флей. В Малый дворец влиятельная галерея привезла тяжелую артиллерию — свой хит «Анатомия ангела» (2008) Дэмиена Херста. Это третья и последняя версия двухметровой статуи из каррарского мрамора, впечатляющий гибрид «Раненой ласточки» (1898) Альфреда Буше и анатомической модели с голым задом и аккуратно сложенными кишками. Но говорят, что результат пока не оправдал ожиданий. Уровень скульптур слишком разный, в музейных декорациях, которые призваны набить им цену, они только теряются, да и не всякий коллекционер горит желанием брать штурмом Малый дворец. Вход туда сделали бесплатным (тогда как на FIAC €35 без права выхода), очередь тянулась едва ли не до набережной Сены, а приветливые охранники отправляли в хвост даже владельцев ВИП-карт. Инструкции руководства — ничего не попишешь. Непроданный «ангел» Херста сложил крылья и поехал обратно в отделившийся от Европы Лондон. К слову, отголоски Brexit звучали и в Большом дворце. Галеристы гадали, как выход Великобритании из ЕС отразится на арт-рынке. Не исключено, что британскую независимость, которая грозит введением новых налогов и сборов, в том числе и на перевозки произведений искусства, коллекционерам придется оплачивать из собственного кармана. Впрочем, это может сыграть на руку Парижу с его не самыми лояльными к коллекционерам законами.

Нововведения коснулись и Большого дворца. Салон Jean Perrin на первом этаже отдан под сольные выставки авторов XX века, незаслуженно забытых или недооцененных. Парижский японец, неодадаист и эколог Тецуми Кудо с сюрреалистичными икебанами у французского галериста Кристофа Гейяра. Американский писатель, изобретатель «метода нарезки» бунтарь Уильям Берроуз, посвятивший последние годы своей жизни живописи, на стенде парижской галереи Semiose (от €4,5 тыс.). У американца нашлись коллекционеры среди французских правых политиков. А вот венгерский ценитель «Флюксуса», мейл-арта и газеты «Правда» Эдре Тот, которого представляет галерея ACB из Будапешта, остался без покупателя (максимальная цена — €20 тыс.). По словам арт-директора галереи Орсоли Хегедюс, спрос на «возвращенцев» среди частных коллекционеров невелик. Интересовались только из музеев, но дальше разговоров дело не пошло.

Небольшим галереям на FIAC приходится несладко. Большой дворец по-прежнему остается площадкой, где выживают и продают сильнейшие. Титаны арт-рынка по традиции стянули свои силы под купол: чем дальше от центра, тем ниже рейтинг галереи. «FIAC выглядит лучше, чем в прошлом году, — считает Роберт Ландау, влиятельнейший торговец искусством начала XX века из Монреаля. — По крайней мере в моем секторе, дальше я не ходил». Помимо стандартного набора мэтров: Генри Мур, Марино Марини, Жан Дюбюффе, Пабло Пикассо, Марк Шагал, — Ландау привез в Париж британского художника-фотореалиста Клайва Хеда. На вернисаже все картины были раскуплены, а к последнему дню FIAC патрону галереи пришлось доставать Хеда из запасников. «Конечно, в Париже, как и в Лондоне, много перекупщиков, есть люди, на которых просто теряешь время, но хороших коллекционеров больше, в основном европейцы». Цены для Ландау — табу, он лишь отметил, что кризис никак не затронул его бизнес: «Этот год — лучший для моей галереи».

Американская Pace Gallery также привезла в Париж несколько блокбастеров. Среди них — двухметровые мобили Александра Колдера 1969 года (€13 млн евро) и картины Жана Дюбюффе 1970-х годов (более €1,5 млн).

Про цены и продажи по обыкновению не говорили и на стенде галереи Gagosian. Но главный арт-аттракцион FIAC — угрюмая парочка дремучих американцев, с тоской глядящая на творящееся вокруг современное искусство, американского скульптора Дуэйна Хансона («Пара на лавке», 1994) — был продан частному коллекционеру еще до того, как разлетелся по соцсетям. А фаллический рыжий диван Gartenpouf (2006) австрийского хулигана Франца Веста — размером поменьше и цветом поярче — встретился через два стенда, у галереи Skarstedt, за €350 тыс.

Главный конкурент Ларри Гагосяна в Париже австриец Таддеуш Ропак в первые же часы продал гигантский портрет в подражание Ван Гогу американца Роберта Лонго (Untitled, After Van Gogh, 2016, не менее €520 тыс.) и «Бампер» (1984) Роберта Раушенберга за €1 млн. К увесистому бревну Базелица — Zero Ende (2013) — за €1,3 млн на вернисаже только присматривались. Но рассчитывать Ропаку пришлось на своих: Раушенберга купил австрийский коллекционер. Галерист сетовал на катастрофическое отсутствие американцев.

Результатами FIAC остались довольны в галерее Max Hetzler (Берлин — Париж). Был куплен и молодой француз Жереми Деместер (до €10 тыс.), и маститый Ай Вэйвэй. Его железное дерево Iron Tree Trunk (2015) ушло к частному коллекционеру за €1,2 млн. «Наша специализация — художники-абстракционисты, но фигуративная живопись становится все более востребованной», — поделилась своим наблюдением представительница галереи Max Hetzler.

Лауреатом Премии Марселя Дюшана — главной французской награды в области современного искусства — в этом году стал художник алжирского происхождения Кадер Аттиа. На FIAC его работ было немного, но их сразу раскупили. Нью-йоркская Lehmann Maupin отчиталась о двух продажах новоиспеченного лауреата, обе — свежайшие, 2016 года, €50 и 100 тыс. А у галереи Continua за €80 тыс. ушла двойная скульптура «Раненый солдат. Маска болезни» (2013). К слову, на стенде Continua рядом с Аттиа, Капуром и Бюреном обнаружилась и украинская художница Жанна Кадырова. Цены на ее работы пока не превышают €20 тыс., но галеристы говорят, что за последние несколько лет спрос на нее среди европейских коллекционеров только растет.

Рациональный подход к покупкам как одну из тенденций отмечали многие участники FIAC. Миллионные сделки совершаются все сложнее. «Резервируют много, но потом уходят посоветоваться с женой — и пропадают с концами», — посетовал крупный галерист в частной беседе с корреспондентом TANR. И если за Рудольфа Стингела коллекционеры готовы сходу платить от €1 млн до €2 млн (о продажах немца отчитались нью-йоркские галереи Paula Cooper и Van de Weghe), то за хулиганов-провокаторов вроде Дэмиена Херста или Пола Маккарти — нет. Судьба встречавшего гостей на входе брюссельской галереи Xavier Hufkens розового гнома с отовсюду торчащими фаллосами до последних часов работы FIAC была под вопросом. Цена вопроса — не менее €1,3 млн. А невинное большое сердце c бабочками Херста стоимостью в €1 млн Кристоф Ван де Вег к концу ярмарки даже перевесил на центральное место на своем стенде, но, увы, покупателя так и не нашлось. «Американцы боятся ехать в Париж, — считает Ван де Вег. — Но было много важных коллекционеров из Франции, Испании и Италии. Один вот приценивался к “кресту” Жана-Мишеля Баскиа, но не купил. Цена кусается — €7 млн. Попросил дать с ним пожить пару дней. Я еще раздумываю».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+