Арт-директор FIAC рассказала, как ярмарка захватит город

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

С 20 по 23 октября в Париже пройдет ежегодная ярмарка современного искусства FIAC. Ее арт-директор Дженнифер Флей рассказала The Art Newspaper Russia об участниках, площадках и некоторых механизмах арт-рынка

Каким будет нынешний выпуск FIAC? Что нового вы приготовили?

Насыщенным и масштабным. Мы продолжим свою экспансию в город. В этом году FIAC впервые получает доступ в Пти-пале. Галеристы с удовольствием откликнулись, и заявок оказалось больше, чем места в Пти-пале. В итоге мы отобрали около 40 скульптур и инсталляций — как звезд (Марсель Дюшан, Дэмиен Херст, Ли Уфан), так и художников, которые только начинают выходить на мировую арт-сцену. Пространство перед Пти-пале также станет площадкой FIAC. Но и это еще не все. Как-то я обедала с мэром Парижа Анн Идальго, и она спросила, может ли город помочь FIAC. У меня хватило смелости попросить ее на время ярмарки перекрыть движение по авеню Уинстона Черчилля, которая разделяет Гран-пале и Пти-пале, Большой и Малый дворцы. Здесь не будет крупных городских скульптур, для них у нас есть сад Тюильри и Вандомская площадь, которая в этом году предоставлена швейцарскому художнику Уго Рондиноне и его алюминиевым «капсулам времени». Но мне хотелось увидеть тут произведения, адаптированные для дороги, и я сразу подумала про американца Лоуренса Вайнера. Таким образом, мы фактически воссоздаем историческую эспланаду, ведь Гран-пале и Пти-пале строились ко Всемирной выставке 1900 года как единый архитектурный ансамбль.

То есть декорации Парижа остаются главным козырем в конкуренции с Art Basel или лондонской Frieze?

Одним из козырей, да. В Тюильри будет представлено более 20 художников, среди которых Джо Брэдли, Александр Колдер, Клод Клоски, Жан Пруве, Жан Нувель. Не стоит забывать, что городские площадки также стимулируют продажи. Присутствие FIAC в городе, с одной стороны, открывает доступ к современному искусству огромному количеству людей, лишает его элитарности, о которой так много разговоров, а с другой — способствует динамике арт-рынка. Добавьте к этому богатейшую выставочную программу: в Музее Пикассо — выставка Пикассо — Джакометти, в Фонде Louis Vuitton — коллекция Сергея Щукина, в Пале-де-Токио — ретроспектива Тино Сегала, Рене Магритт — в Центре Помпиду. Для иностранных коллекционеров это тоже очень важно. У других ярмарок нет такой музейной поддержки.

Справка

БИОГРАФИЯ

Дженнифер Флей
Директор ярмарки FIAC

Родилась 1959 год, Окленд, Новая Зеландия
Работала в крупнейших французских галереях современного искусства (1982–1987). Владелица Galerie Jennifer Fley в Париже (1990–2003). Назначена директором FIAC (2003)

СПРАВКА

Первая FIAC (Foire internationale d’art contemporain — Международная ярмарка современного искусства) состоялась в 1974 году в здании старого вокзала на площади Бастилии. Называлась она тогда I Международный салон современного искусства. Идея прижилась, получила положительные отзывы за рубежом. В 1980-е за FIAC закрепляется репутация крупнейшей международной ярмарки во Франции. В 1990-е из-за кризиса арт-рынка некогда мощная ярмарка превращается в парижский междусобойчик. В 2003 году у руля FIAC встает Дженнифер Флей, и с этого момента у ярмарки начинается новая жизнь.

Еще…

После персональной выставки Аниша Капура в Версале его зеркала-тарелки в уменьшенном варианте на FIAC были повсюду. Есть ощущение, что музейные выставки все чаще выступают в роли предаукционных показов.

Капур — большой художник, и это нормально, что он представлен и в музеях, и в галереях. Это один микромир, так что все закономерно.

Как вы считаете, является ли коммерческий успех показателем качества художника?

Действительно, рынок может приложить массу усилий, чтобы сделать из художника звезду, но это не гарантирует ему места в истории искусства. Арт-рынок не точная наука. Жизнь коллекционера — это приключение и риск.

Но есть и обратный эффект: хороший художник без поддержки коллекционера забывается. Свежий пример — Марсиаль Райс, который с легкой руки Франсуа Пино вернулся на арт-сцену.

Конечно, выставка Райса в Палаццо Грасси у Пино имела большое влияние на признание его творчества. Но я живу во Франции с 1980-х годов, и, поверьте мне, интерес к Райсу был все это время. Его поддерживал, например, крупный коллекционер Марин Кармиц. Да, возможно, вокруг Райса не было столько шума, а сейчас машина заработала, и он опять звезда. Но, на мой взгляд, эта система по производству звезд не всегда адекватна.

Андре де Тот. Я рад, если могу читать газету. 1979. Цветная фотография. ACB Gallery / Courtesy of ACB Gallery
Мэтью Монахан. Без названия. 2016. Галерея Anton Kern / Сourtesy of Anton Ker
Ана Жотта. Найденный объект в цветном картоне / Courtesy of ProjecteSD
Борис Ашур. Поцелуй (KK + TB). 2016 / Сourtesy of Alle
Андре де Тот. Я рад, если могу читать газету. 1979. Цветная фотография. ACB Gallery / Courtesy of ACB Gallery
Мэтью Монахан. Без названия. 2016. Галерея Anton Kern / Сourtesy of Anton Ker
Ана Жотта. Найденный объект в цветном картоне / Courtesy of ProjecteSD
Борис Ашур. Поцелуй (KK + TB). 2016 / Сourtesy of Alle

Возвращаясь к FIAC — каков состав участников в этом году? Как и по какому принципу вы их отбираете?

В этом году приедут 186 галерей из 27 стран. FIAC меньше, чем Art Basel, но мы стараемся отбирать самые представительные произведения с начала XX века до наших дней. Мы международная ярмарка: французские галереи составляют всего 28% участников, остальные — иностранцы. Я рада участию важных галеристов Blum & Poe из Лос-Анджелеса, Galeria Fortes Vilaça из Сан-Паулу, Grey Noise из Дубая. Основные критерии отбора — это история галереи, список художников, которых она представляет, качество выставочных проектов и профессиональная репутация. Отборочный комитет, куда входят уважаемые галеристы  с мировым именем, работает за закрытыми дверями, и вся информация о переговорах конфиденциальна.

Галерей из России по‑преж­нему нет?

Нет, и мне очень жаль. Я прекрасно помню времена, когда на FIAC приезжали и Марат Гельман, и «Айдан», и галерея XL. Их стенды всегда пользовались успехом. Они делали невероятную работу для России и для всего мира. Печально, что они не участвуют. Но на FIAC много гостей и клиентов из России, и это хорошо.

Сколько стоит участие?

Базовая цена — €574 за 1 кв. м, дальше все зависит от расположения стенда (за центральное место придется заплатить дороже).

Как распределяются силы между жанрами? Приоритет у живописи?

На FIAC представлены все виды и жанры искусства. Современные художники сегодня не делают разницы между носителями, поэтому, кроме живописи, есть фото, рисунок, видео, скульптура, инсталляция и даже отдельная программа танцевальных перформансов.

Произведений на политические темы с каждым годом становится все меньше? Современный арт-рынок не жалует политику?

Я не согласна. Конечно, по сравнению с 1980-ми, с искусством Барбары Крюгер или Дженни Хольцер, напор уже не тот, но я вас уверяю, что на FIAC есть произведения с очень сильным политическим высказыванием. Например, в саду Тюильри можно будет увидеть немецкого художника Томаса Килппера. Его проект Маяк на Лампедузе посвящен проблеме беженцев, которые тысячами гибнут при попытке перебраться с африканского континента в Европу. Из их лодок, не доплывших до берега, он выстраивает свои произведения.

Были ли иностранные галереи, которые отказались приезжать из-за терактов?

К счастью, нет. Теракты во Франции ужасны, и я понимаю, что может возникнуть страх. Но мы не единственные, кто столкнулся с этой проблемой. Сейчас, как никогда, важно показывать и доказывать свою любовь к жизни. Поэтому мы хотим сделать сильную ярмарку, которая запомнится надолго. Террористы выбирают своей мишенью общественные места и хотят вселить в нас страх. У нас же другая стратегия: мы просим их у города для искусства, и оно в итоге победит.

Ярмарка молодых галерей Officielle в рамках FIAC просуществовала всего два года. Почему вы ее закрыли?

Она проходила в центре Docks у Аустерлицкого вокзала, и многие считали, что это далеко от Гран-пале. Кроме того, в прошлом году создана новая ярмарка Paris Internationale. У нее отличное месторасположение — старинный частный отель на авеню д’Иена и сильный состав участников. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+