Музей – дорогое удовольствие

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Особенности креативной экономики: как проект филиала лондонского Музея Виктории и Альберта в Шотландии подорожал в два раза

Музей Виктории и Альберта в Данди станет центром обновленной набережной, в благоустройство которой инвестируют £1 млрд / V&A DUN DEE
Музей Виктории и Альберта в Данди станет центром обновленной набережной, в благоустройство которой инвестируют £1 млрд / V&A DUN DEE

На северном берегу реки Тей уже видны контуры нового музея дизайна. Здание по проекту японца Кэнго Кума напоминает выброшенный на сушу корабль. Музей дизайна города Данди — первый крупный проект лондонского Музея Виктории и Альберта (V&А) в Шотландии — даст возможность показать его коллекцию новой аудитории. Правда, пока строительство идет с накладками. С того момента, как в 2010 году объявили о проекте, расходы на него увеличились почти в два раза — до £80 млн, что делает это здание самым дорогим музеем в регионе. Открытие его намечено на 2018 год. Шотландское правительство и муниципалитет Данди не жалеют на музей миллионы фунтов, надеясь облагородить набережную и развивать туризм. Данди — четвертый по величине город Шотландии,  население его едва достигает 150 тыс., но Филип Лонг, директор местного филиала V&А, считает, что новый музей будет посещать около 350 тыс. человек в год. Боб Дункан, мэр города, уверен, что музей «обеспечит рабочие места и серьезные экономические выгоды».

V&А позволяет использовать свое имя в новом проекте, по сути франшизе, в течение 20 лет. При этом столичный музей финансово вообще не поддерживает строительство. Лонг считает, что «бренда V&А вполне достаточно». В сравнении с галереей Тейт, уже открывшей филиалы в Ливерпуле и Сент-Айвзе, Музей Виктории и Альберта придерживается принципа полного невмешательства. У V&А в Данди собственный попечительский совет, музей сам запускает кампании по сбору средств, сам определяет выставочную программу. Лондонский музей денег от филиала получать не будет, хотя обещает предоставлять экспонаты на регулярные выставки.

Недавно покинувший свой пост директор V&А Мартин Рот объяснял, что проект является «частью масштабной программы по популяризации бренда и коллекций музея, а также поощрения… креативной экономики Великобритании».

Филиал V&А в Данди попытается проследить историю именно шотландского дизайна начиная с XV века до наших дней. Экспозиция будет включать около 300 объектов — от металлических изделий XVIII века до образцов тканей Harris Tweed. Две трети экспонатов приедут сюда на длительный срок из лондонского V&А. Остальное возьмут на время в других шотландских собраниях.

Стоимость здания первоначально оценивалась в £45 млн, но два года назад руководство проекта увеличило бюджет до £80 млн. Удорожание на 78% объяснили сложностями проектировки, задержками в строительстве и изменениями конструкции. Проект финансируют правительство Шотландии (£25 млн), городской совет Данди (£12,6 млн по плану экономического развития и грант в размере £6,5 млн), Фонд лотереи «Наследие» (£12,5 млн), правительство Великобритании (£5 млн), Фонд лотереи «Креативная Шотландия» (£4,5млн), проект «Набережная Данди» (£4 млн) и частные лица (£7 млн). А все равно еще £3 млн не хватает. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+