18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Откуда в мужской гробнице женские золотые украшения?

Археологические сокровища, обнаруженные год назад на территории Пелопоннеса, проливают свет на развитие крито-минойской культуры

Год назад международная группа археологов из Университета Цинциннати (США) под руководством Джека Дэвиса и Шэрон Стокер раскопала недалеко от руин дворца Нестора в Пилосе на юго-западе полуострова Пелопоннес гробницу, полную настоящих сокровищ. Погребение, датируемое предположительно 1450 годом до н.э., содержит более тысячи драгоценных предметов, что дает основание предположить высокий статус похороненного в нем мужчины 30–35 лет.

Многие поспешили связать захоронение с именем Нестора — полумифического царя, воспетого в «Илиаде» Гомера. Но, как позже пояснила Шэрон Стокер, «находка куда более значима, поскольку этот воин жил примерно за 200–300 лет до Нестора и Нелея». Недавно в одном из университетов Йоханнесбурга по черепу реконструировали внешний облик мужчины из погребения.

Справка

Минойская, или крито-минойская, культура, названная так в честь мифического царя Крита Миноса, сложилась на острове Крит с 2700 по 1400 год до н.э. Основные очаги ее развития — Кносс, Фест, Закросс.

Вторжение на Крит греков-ахейцев привело к новому этапу в ее истории — возникновению микенской культуры, на которую начало распространяться влияние минойцев.

Микенская культура существовала приблизительно с 1600 до 1110 года до н.э. уже на территории европейского материка. В противоположность мирным минойцам микенское общество считалось весьма воинственным.

У цивилизации, развивавшейся на островах Эгейского моря, на Крите и в материковой части Греции с 3000 до 1000 года до н.э., есть общее название «эгейская цивилизация».

Ранее исследователи использовали другой термин — крито-микенская культура. Однако новые исследования, в том числе предметы из только что найденной гробницы, подтверждают его ошибочность и неверный территориальный охват.

Еще…

Однако еще важнее исследования, связанные с самими предметами из гробницы. До недавнего времени считалось, что золотые ювелирные изделия тонкой работы, серебряные вазы, оружие и гребни из слоновой кости изготовлены на Крите. Они выполнены в минойском стиле — технике, как полагали ранее, неизвестной в материковой Греции того периода. Но мотивы рельефов на кольцах, каменных печатях и других изделиях, как пишет британская газета Guardian, говорят, скорее, о влиянии цивилизации, в 2000-х годах до н.э. процветавшей на острове Крит. Археологи, обнаружившие богатое пелопоннесское захоронение, пришли к выводу, что эти вещи были изготовлены не на острове, а на материке: на них изображены предметы, найденные в этой же могиле; об этом рассказывается в статье американского научного журнала Hesperia, посвященного искусству и истории Греции.

Например, у ног воина найдено бронзовое зеркало с рукоятью из слоновой кости, а на одном из золотых колец, которые служили символами политической власти, изображена богиня, смотрящаяся в такое же зеркало. На рельефе другого перстня богиня держит в руках предмет, напоминающий голову быка, — одна из найденных скрученных подвесок дублирует этот рельеф. Синтия Шелдерман, эксперт по крито-микенской (эгейской) цивилизации из Университета Техаса, отмечает, что элиты материковой Греции в то время могли тесно взаимодействовать с островными элитами, в частности с Крита. Понимая художественную значимость минойской культуры, греки привносили ее элементы на материк, развивая собственную культуру.

Тем не менее археологи пока не решили окончательно, кем были люди, оставившие столь богатое захоронение, — минойцами или все же микенцами, погрузившимися в минойскую культуру. Не вполне понятна и причина, по которой в гробнице найдено множество предметов женского обихода: зеркала, бусы и гребни; по одной из версий, это могло быть подношение богине загробного мира.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+