18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Откуда в мужской гробнице женские золотые украшения?

Археологические сокровища, обнаруженные год назад на территории Пелопоннеса, проливают свет на развитие крито-минойской культуры

Год назад международная группа археологов из Университета Цинциннати (США) под руководством Джека Дэвиса и Шэрон Стокер раскопала недалеко от руин дворца Нестора в Пилосе на юго-западе полуострова Пелопоннес гробницу, полную настоящих сокровищ. Погребение, датируемое предположительно 1450 годом до н.э., содержит более тысячи драгоценных предметов, что дает основание предположить высокий статус похороненного в нем мужчины 30–35 лет.

Многие поспешили связать захоронение с именем Нестора — полумифического царя, воспетого в «Илиаде» Гомера. Но, как позже пояснила Шэрон Стокер, «находка куда более значима, поскольку этот воин жил примерно за 200–300 лет до Нестора и Нелея». Недавно в одном из университетов Йоханнесбурга по черепу реконструировали внешний облик мужчины из погребения.

Справка

Минойская, или крито-минойская, культура, названная так в честь мифического царя Крита Миноса, сложилась на острове Крит с 2700 по 1400 год до н.э. Основные очаги ее развития — Кносс, Фест, Закросс.

Вторжение на Крит греков-ахейцев привело к новому этапу в ее истории — возникновению микенской культуры, на которую начало распространяться влияние минойцев.

Микенская культура существовала приблизительно с 1600 до 1110 года до н.э. уже на территории европейского материка. В противоположность мирным минойцам микенское общество считалось весьма воинственным.

У цивилизации, развивавшейся на островах Эгейского моря, на Крите и в материковой части Греции с 3000 до 1000 года до н.э., есть общее название «эгейская цивилизация».

Ранее исследователи использовали другой термин — крито-микенская культура. Однако новые исследования, в том числе предметы из только что найденной гробницы, подтверждают его ошибочность и неверный территориальный охват.

Еще…

Однако еще важнее исследования, связанные с самими предметами из гробницы. До недавнего времени считалось, что золотые ювелирные изделия тонкой работы, серебряные вазы, оружие и гребни из слоновой кости изготовлены на Крите. Они выполнены в минойском стиле — технике, как полагали ранее, неизвестной в материковой Греции того периода. Но мотивы рельефов на кольцах, каменных печатях и других изделиях, как пишет британская газета Guardian, говорят, скорее, о влиянии цивилизации, в 2000-х годах до н.э. процветавшей на острове Крит. Археологи, обнаружившие богатое пелопоннесское захоронение, пришли к выводу, что эти вещи были изготовлены не на острове, а на материке: на них изображены предметы, найденные в этой же могиле; об этом рассказывается в статье американского научного журнала Hesperia, посвященного искусству и истории Греции.

Например, у ног воина найдено бронзовое зеркало с рукоятью из слоновой кости, а на одном из золотых колец, которые служили символами политической власти, изображена богиня, смотрящаяся в такое же зеркало. На рельефе другого перстня богиня держит в руках предмет, напоминающий голову быка, — одна из найденных скрученных подвесок дублирует этот рельеф. Синтия Шелдерман, эксперт по крито-микенской (эгейской) цивилизации из Университета Техаса, отмечает, что элиты материковой Греции в то время могли тесно взаимодействовать с островными элитами, в частности с Крита. Понимая художественную значимость минойской культуры, греки привносили ее элементы на материк, развивая собственную культуру.

Тем не менее археологи пока не решили окончательно, кем были люди, оставившие столь богатое захоронение, — минойцами или все же микенцами, погрузившимися в минойскую культуру. Не вполне понятна и причина, по которой в гробнице найдено множество предметов женского обихода: зеркала, бусы и гребни; по одной из версий, это могло быть подношение богине загробного мира.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+