18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Билла Виолу ставят в один ряд с флорентийскими старыми мастерами

№47
Материал из газеты

Американский художник хочет быть рядом с Уччелло и Мазолино

Звезда американского видеоарта Билл Виола вернется во Флоренцию в 2017 году, и с 10 марта по 16 июля палаццо Строцци целиком будет отдан под его ретроспективу. У художника, работавшего в этом итальянском городе в молодости, составлен целый «лист желаний» из произведений мастеров эпохи Возрождения, включая фрески Уччелло и Мазолино, которые он хотел бы видеть рядом со своими видеоинсталляциями. Пока с руководством храмов и музеев, где хранятся эти шедевры, ведутся переговоры об их участии в выставке.

После окончания колледжа Сиракузского университета в США, где Виола изучал изобразительное искусство и электронную музыку, в 1974 году он отправился во Флоренцию. Полтора года проработал техническим директором в Art/Tapes/22, одной из первых в Европе видеостудий, основанной галеристкой Марией Глорией Бикокки. Выставка в палаццо Строцци будет включать ранние видео художника, снятые им тогда во Флоренции. Например, Затмение (1974) — наблюдение за луной сквозь окно. Виола много бывал в храмах и музеях города, и то, что он там видел, повлияло на эстетику его видеоинсталляций. «Каждый день по дороге на работу он проходил мимо Давида Микеланджело — копии, конечно, которая стоит перед палаццо Веккьо на площади Синьории, — говорит жена и давний соавтор художника Кира Перов. — Во Флоренции невозможно не погрузиться в Ренессанс, ведь здесь так много чего можно посмотреть и сделать». По мнению Артуро Галанзино, директора палаццо Строцци, «сегодня модно сопоставлять старых мастеров с современным искусством, правда, связи часто оказываются слишком размытыми, и результат разочаровывает, но это точно не случай Билла». — «Его культура и образование сложились под влиянием классических художественных традиций, поэтому мы решили включить в экспозицию несколько работ старых мастеров», — говорит он. Среди повлиявших на творчество Виолы — Паоло Уччелло, чьи фрески в церкви Санта-Мария Новелла, написанные в 1430-х годах, были недавно восстановлены специалистами флорентийской реставрационной мастерской. Сюжеты Ветхого Завета, изображенные Уччелло, особенно Ноев ковчег, вдохновили Билла Виолу на работу Потоп (2002). «Произведение Уччелло возглавляет наш список, но это фреска шириной 5 м», — говорит Перов. Перемещать работу крайне сложно. Другой важный для Виолы художник — Мазолино да Паникале. Его Христос в Пьете (около 1424) из музея церкви ди Сант-Андреа ди Эмполи подвиг американского художника на создание видео Явление (2002), заказанного Музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе для выставки 2003 года Билл Виола. Страсти. «Мы покажем эту видеоработу в палаццо Строцци, и Пьета также в списке пожеланий, но это тоже большая фреска», — объясняет сложности проекта Перов.

Мощное впечатление на Виолу произвел и Джотто. «Билл ходил смотреть на его произведения в Уффици и в часовню Барди в церкви Санта-Кроче, — рассказывает Перов, — где его буквально поразили фрески со сценами жизни святого Франциска, особенно изгнание».

Однако не только художественные достопримечательности Флоренции сформировали творческое мировоззрение Виолы. Художник часто заходил в соборы и церкви и записывал звуки. «Его видео всегда наполнены окружающими звуками — звуками, которые ничего особенного собой не представляют, но в то же время всем знакомы», — поясняет Перов. Одна из таких аудиоработ — Присутствие, созданная для павильона США на Венецианской биеннале в 1995 году; во Флоренции она будет представлена в культурном центре Strozzina. Шестиканальная звукозапись, которая адаптируется под пространство, транслирует шепчущие голоса, звуки дыхания и сердцебиения.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+