18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русский музей решил докопаться до истоков абстракций Кандинского

№46
Материал из газеты

Национальные корни искусства классика стали темой отдельной выставки

Выставка главного абстракциониста ХХ века к его 150-летию станет первой попыткой исследовать национальные корни ранних фигуративных работ Кандинского и абстракций 1910-х годов. Василия Кандинского принято считать почти немецким художником. В Германии он учился и жил много лет, оттуда и его философия с антропософским акцентом, там хранится значительная часть его произведений. Но Государственный Русский музей, подключив к проекту еще три десятка российских и немецких музейных собраний, включая Эрмитаж, Третьяковскую галерею и ГМИИ им. Пушкина, а также частные коллекции, решил докопаться до истоков. Доказательной базой стала книга Кандинского Ступени, изданная в Мюнхене в 1913 году и переизданная через пять лет в Москве. В 1889 году студент юрфака Московского университета отправился в экспедицию в Вологодскую губернию для изучения жизни русских крестьян и традиционных верований зырян, как тогда назвали народ коми. В Ступенях Кандинский пишет: «…Население было одето так ярко, что казалось подвижными двуногими картинами… Когда я вошел в горницу, живопись обступила меня… По стенам лубки: символически представленный богатырь, сражение… В этих необыкновенных избах я выучился не глядеть на картину со стороны, а в ней жить». Кандинский начинает собирать образцы народного искусства. Включенные в экспозицию вологодские сундучки, туеса, каргопольские прялки и игрушки должны дать нам представление о пристрастиях несостоявшегося приват-доцента. На фотографии Кандинского 1911 года в его мюнхенском кабинете видно, что на самом почетном месте находится лубок Птица райская Алконост.

Сопоставление картины Кандинского Пестрая жизнь, его пейзажей Мурнау, созданных в 1907–1909 годах, работ современников (тоже вошедших в экспозицию): эскизов декораций Николая Рериха и Дмитрия Стеллецкого, живописи Марианны Веревкиной и Алексея Явленского, Николая Кульбина и Василия Денисова — подтверждает, что перед нами группа символистов с экспрессионистским уклоном. Но уже в 1910 году Кандинский пишет Композицию № 1, и отныне «композиции», «импровизации» и «импрессии» станут главными в его искусстве. Композиции — это «сознательное» письмо, четко структурированное, проверенное на многочисленных этюдах. «Художник, кроме впечатлений, собирает внутренние переживания, ищет форму, которая отразит взаимодействие этих элементов», — сформулирует свое кредо Кандинский в тех же Ступенях. В России остались две композиции — № 6 и № 7, поделенные между Третьяковской галереей и Эрмитажем и недавно показанные вместе в обеих столицах.

Что касается романа Кандинского с Россией, то с началом Первой мировой он вернулся из Германии, после революции стал топ-менеджером Наркомпроса, вице-президентом Российской академии художественных наук, по поручению которой поехал в Германию «налаживать связи» и там получил предложение, от которого было невозможно отказаться: Вальтер Гропиус позвал его преподавать в Баухаусе. В Москве и Петрограде же остались лишь эскизы чашек и блюдец для Дулевского и других фарфоровых заводов. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+