18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«К северу через северо-запад»: как поживает финское искусство?

В Хельсинки завершилась Международная ярмарка современного искусства ArtHelsinki 2016. В просторном выставочном центре Messukeskus она делила пространство с престижной Habitare — выставкой дизайна, мебели, интерьера и декора. В таком соседстве отразилась история ArtHelsinki, основанной в 2008 году как раздел для дизайнеров и архитекторов, ищущих в современном искусстве завершение своих дизайнерских идей.

В этом году, как отмечает арт-директор ярмарки Аура Сеиккула, событие вышло на новый старт, к участию удалось привлечь больше международных галерей: «ArtHelsinki — ярмарка, которая должна стать связующим звеном между ценителями искусства Скандинавии и ее восточными соседями — Россией, странами Прибалтики». Пересечение искусства и дизайна отразилось в идейной составляющей работ. Тем более что отбором представленных на ярмарке финских галерей занимались лучшие местные дизайнеры и архитекторы, что определило участие, например, Galleria Sculptor, которая показала анималистичные конструкции Анти Иммонена, психоделические бюсты пожилых пловцов Анне Месканен-Барман и, по контрасту, невесомые, рисующие тенями скульптуры Капера Муттонена у входа на ярмарку.

Как комментирует TANR Аура Сеиккула, в течение первого дня произведения местных галерей были практически полностью распроданы, среди них, к примеру, китчевые розовые скульптуры-куклы Кати Тукиайнен галереи Saariaho Järvenpää, эстимейт которых начинался с €13 тыс. Или работы из Galleria Contempo с туманными пейзажами Кии Тайген по €3 тыс. каждый. Станковая живопись, интерпретирующая кувшинки Моне, художницы Йоханны Люмме не выходила за пределы €4 тыс. и тоже хорошо покупалась. Финские покупатели хотя и платежеспособны, но действуют скромно, предпочитая прежде всего своих художников. Такими соображениями делились международные участники из Испании, Норвегии, Швеции, Германии, США, которых было большинство — более половины стендов.

Наши соотечественники из Петербурга ART re.FLEX и SPBART.COM со сдержанными живописными ландшафтами и декоративными вещами рассказали о небольших продажах, хотя отметили большой потенциал события. Забавляла гостей топорами-скульптурами испанская галерея Espacio Minimo, художник Хуан Луис Мораза заменил их острые лезвия стальными мозгами и глазами.

Шведская галерея GALLERY Lorentzon представила панно из переработанного стекла в духе супрематизма Джонеса Торстенссона около €800 каждое. Помимо главной и образовательной программ, ярмарка ArtHelsinki включала в себя специальную видеопрограмму Moving Image под кураторством Мурата Орозобекова и Эдварда Винклемана. На выходе с ярмарки с гостями прощались причудливые объекты паблик-арта — работы конкурса дизайна KEKO, проводимого Habitare среди художников Высшей школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто.

Если попытаться описать галерейную жизнь финской столицы в целом, можно сказать, что она централизована: все основные, завоевавшие признание площадки находятся в городском центре, в десяти минутах друг от друга, а то и вовсе за углом. Galeria Forsblom представляет отсылающую к Жоржу Матьё станковую живопись Хенриики Марила от €8 до 23 тыс. Туманные, таинственные уголки природы в работах Элины Меренмиес (около €20 тыс.) предлагает Galeria Аnhava. Повернута в стороны science-art и digital галерея AMA, здесь можно увидеть медиахудожников, в частности Риику Керанен и ее инсталляции на экологические темы, на удивление созвучные работам питерских фотохудожников института «Фотодепартамент», в частности «Магнифисент» Юрия Гудкова. Внимание к экологии и природе, естественно, одна из центральных тем для финских художников. В этом плане показательна и прошедшая в Amos Anderson Art Museum выставка медиаарта By Water, отразившая значение моря и воды для северной культуры: одна из звуковых видеоинсталляций исландки Стейнен Гюнлайхсдоттер буквально выкрикивает о себе устами героев-русалок, издающих звуки на манер морских котиков или чаек.

 Минималистичные фотоработы Санны Каннисто, художницы галереи Helsinki Contemporary — одной из самых больших и влиятельных в Хельсинки, — посвящены природе и растительному миру в самых простых его проявлениях. Работа с природными материалами и внимание к экологии — главная задача художников-резидентов бесплатной программы Helsinki Artist Residency Programme (HIAP) острова Суоменлинна [подать заявку можно здесь], знаменитого морской крепостью Свеаборг и охраняемого ЮНЕСКО.

Об оживленной жизни на финских островах узнаешь как о сказке: дети встают в пять утра, чтобы отправиться на пароме в школу, а художники в бывших казармах-кампусах начинают работу, вдохновившись видами взморья со скалистых берегов. Здесь в одной из резиденций живет, например, немецкий художник Волф вон Крис, который создает лоскутные панно из одеял, собранных по всему миру, или инсталляции из корабельных тросов.

HIAP также входит в межкультурный проект Frontiers in Retreat, для которого художники семи резиденций (из Исландии, Шотландии, Латвии, Литвы, Сербии, Каталонии, Финляндии) в течение пяти лет будут создавать предметы искусства, посвященные экологии, климатическим изменениям и охране экосистем. Его результаты мы увидим в 2018 году, а за текущими проектами можно следить на сайте www.frontiersinretreat.org.

Вернувшись на пароме в город, не забудьте заглянуть в главный музей современного искусства Хельсинки — «Киасма». До конца года, помимо фантасмагоричных, жизнерадостных инсталляций корейского художника Чой Чжон Хва, здесь можно будет увидеть выставку 27 финских художников «Из коллекции „Киасма“».

Экспозиция стремится максимально воздействовать на чувственный опыт. Здесь есть обонятельная скульптура («Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера): из керамических ваз морских оттенков доносятся запахи циветты, амбры и бобровой струи. Источают звуковые вибрации цветы-колонки Брийана Ино, а потолок одного из залов с панорамным видом на примузейную лужайку украшает сценографическая инсталляция Каарины Хаки из пестроцветных рыболовных сетей и склеенных игрушек. Прошлое опредмечено в комнате Каролины Санделлин, где у каждой вещи, например срезанных в юности дредов, есть звук и проектируемое здесь же воспоминание (сравните с русской безысходной «сгоревшей комнатой» Ольги Кройтер). А будущее ссыпано в синюю гору блесток художницы Анны Эстарриолы: 1,75 кг — ровно столько в среднем весит прах человека после кремации.

Тему будущего, как утверждает директор музея Леви Хаапала, в «Киасма» в самой современной ее интерпретации продолжат весной. С переездом в 2001 году коллекции современного искусства из Атенеума в «Киасма» регулярная выставка современного искусства ARS обосновалась здесь же. В 2017 году она пройдет в девятый раз, а ее темой станет глобальная цифровая революция и влияние технологий на самосознание человека.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+