«К северу через северо-запад»: как поживает финское искусство?

В Хельсинки завершилась Международная ярмарка современного искусства ArtHelsinki 2016. В просторном выставочном центре Messukeskus она делила пространство с престижной Habitare — выставкой дизайна, мебели, интерьера и декора. В таком соседстве отразилась история ArtHelsinki, основанной в 2008 году как раздел для дизайнеров и архитекторов, ищущих в современном искусстве завершение своих дизайнерских идей.

В этом году, как отмечает арт-директор ярмарки Аура Сеиккула, событие вышло на новый старт, к участию удалось привлечь больше международных галерей: «ArtHelsinki — ярмарка, которая должна стать связующим звеном между ценителями искусства Скандинавии и ее восточными соседями — Россией, странами Прибалтики». Пересечение искусства и дизайна отразилось в идейной составляющей работ. Тем более что отбором представленных на ярмарке финских галерей занимались лучшие местные дизайнеры и архитекторы, что определило участие, например, Galleria Sculptor, которая показала анималистичные конструкции Анти Иммонена, психоделические бюсты пожилых пловцов Анне Месканен-Барман и, по контрасту, невесомые, рисующие тенями скульптуры Капера Муттонена у входа на ярмарку.

Как комментирует TANR Аура Сеиккула, в течение первого дня произведения местных галерей были практически полностью распроданы, среди них, к примеру, китчевые розовые скульптуры-куклы Кати Тукиайнен галереи Saariaho Järvenpää, эстимейт которых начинался с €13 тыс. Или работы из Galleria Contempo с туманными пейзажами Кии Тайген по €3 тыс. каждый. Станковая живопись, интерпретирующая кувшинки Моне, художницы Йоханны Люмме не выходила за пределы €4 тыс. и тоже хорошо покупалась. Финские покупатели хотя и платежеспособны, но действуют скромно, предпочитая прежде всего своих художников. Такими соображениями делились международные участники из Испании, Норвегии, Швеции, Германии, США, которых было большинство — более половины стендов.

ART re.FLEX Gallery
ART re.FLEX Gallery

Наши соотечественники из Петербурга ART re.FLEX и SPBART.COM со сдержанными живописными ландшафтами и декоративными вещами рассказали о небольших продажах, хотя отметили большой потенциал события. Забавляла гостей топорами-скульптурами испанская галерея Espacio Minimo, художник Хуан Луис Мораза заменил их острые лезвия стальными мозгами и глазами.

Шведская галерея GALLERY Lorentzon представила панно из переработанного стекла в духе супрематизма Джонеса Торстенссона около €800 каждое. Помимо главной и образовательной программ, ярмарка ArtHelsinki включала в себя специальную видеопрограмму Moving Image под кураторством Мурата Орозобекова и Эдварда Винклемана. На выходе с ярмарки с гостями прощались причудливые объекты паблик-арта — работы конкурса дизайна KEKO, проводимого Habitare среди художников Высшей школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто.

Если попытаться описать галерейную жизнь финской столицы в целом, можно сказать, что она централизована: все основные, завоевавшие признание площадки находятся в городском центре, в десяти минутах друг от друга, а то и вовсе за углом. Galeria Forsblom представляет отсылающую к Жоржу Матьё станковую живопись Хенриики Марила от €8 до 23 тыс. Туманные, таинственные уголки природы в работах Элины Меренмиес (около €20 тыс.) предлагает Galeria Аnhava. Повернута в стороны science-art и digital галерея AMA, здесь можно увидеть медиахудожников, в частности Риику Керанен и ее инсталляции на экологические темы, на удивление созвучные работам питерских фотохудожников института «Фотодепартамент», в частности «Магнифисент» Юрия Гудкова. Внимание к экологии и природе, естественно, одна из центральных тем для финских художников. В этом плане показательна и прошедшая в Amos Anderson Art Museum выставка медиаарта By Water, отразившая значение моря и воды для северной культуры: одна из звуковых видеоинсталляций исландки Стейнен Гюнлайхсдоттер буквально выкрикивает о себе устами героев-русалок, издающих звуки на манер морских котиков или чаек.

Фотография предоставлена галереей Amos Anderson, из видеоинсталляции Steinunn Gunnlaugsdóttir - A Year of Existential Doubt
Фото: предоставлена галереей Amos Anderson, из видеоинсталляции Steinunn Gunnlaugsdóttir - A Year of Existential Doubt

 Минималистичные фотоработы Санны Каннисто, художницы галереи Helsinki Contemporary — одной из самых больших и влиятельных в Хельсинки, — посвящены природе и растительному миру в самых простых его проявлениях. Работа с природными материалами и внимание к экологии — главная задача художников-резидентов бесплатной программы Helsinki Artist Residency Programme (HIAP) острова Суоменлинна [подать заявку можно здесь], знаменитого морской крепостью Свеаборг и охраняемого ЮНЕСКО.

На острове Суоменлинн
На острове Суоменлинн

Об оживленной жизни на финских островах узнаешь как о сказке: дети встают в пять утра, чтобы отправиться на пароме в школу, а художники в бывших казармах-кампусах начинают работу, вдохновившись видами взморья со скалистых берегов. Здесь в одной из резиденций живет, например, немецкий художник Волф вон Крис, который создает лоскутные панно из одеял, собранных по всему миру, или инсталляции из корабельных тросов.

HIAP также входит в межкультурный проект Frontiers in Retreat, для которого художники семи резиденций (из Исландии, Шотландии, Латвии, Литвы, Сербии, Каталонии, Финляндии) в течение пяти лет будут создавать предметы искусства, посвященные экологии, климатическим изменениям и охране экосистем. Его результаты мы увидим в 2018 году, а за текущими проектами можно следить на сайте www.frontiersinretreat.org.

Инсталляция Чой Чжон Хва
Инсталляция Чой Чжон Хва

Вернувшись на пароме в город, не забудьте заглянуть в главный музей современного искусства Хельсинки — «Киасма». До конца года, помимо фантасмагоричных, жизнерадостных инсталляций корейского художника Чой Чжон Хва, здесь можно будет увидеть выставку 27 финских художников «Из коллекции „Киасма“».

«Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера
«Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера

Экспозиция стремится максимально воздействовать на чувственный опыт. Здесь есть обонятельная скульптура («Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера): из керамических ваз морских оттенков доносятся запахи циветты, амбры и бобровой струи. Источают звуковые вибрации цветы-колонки Брийана Ино, а потолок одного из залов с панорамным видом на примузейную лужайку украшает сценографическая инсталляция Каарины Хаки из пестроцветных рыболовных сетей и склеенных игрушек. Прошлое опредмечено в комнате Каролины Санделлин, где у каждой вещи, например срезанных в юности дредов, есть звук и проектируемое здесь же воспоминание (сравните с русской безысходной «сгоревшей комнатой» Ольги Кройтер). А будущее ссыпано в синюю гору блесток художницы Анны Эстарриолы: 1,75 кг — ровно столько в среднем весит прах человека после кремации.

Инсталляции Каарины Хаки
Инсталляции Каарины Хаки

Тему будущего, как утверждает директор музея Леви Хаапала, в «Киасма» в самой современной ее интерпретации продолжат весной. С переездом в 2001 году коллекции современного искусства из Атенеума в «Киасма» регулярная выставка современного искусства ARS обосновалась здесь же. В 2017 году она пройдет в девятый раз, а ее темой станет глобальная цифровая революция и влияние технологий на самосознание человека.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+