«К северу через северо-запад»: как поживает финское искусство?

В Хельсинки завершилась Международная ярмарка современного искусства ArtHelsinki 2016. В просторном выставочном центре Messukeskus она делила пространство с престижной Habitare — выставкой дизайна, мебели, интерьера и декора. В таком соседстве отразилась история ArtHelsinki, основанной в 2008 году как раздел для дизайнеров и архитекторов, ищущих в современном искусстве завершение своих дизайнерских идей.

В этом году, как отмечает арт-директор ярмарки Аура Сеиккула, событие вышло на новый старт, к участию удалось привлечь больше международных галерей: «ArtHelsinki — ярмарка, которая должна стать связующим звеном между ценителями искусства Скандинавии и ее восточными соседями — Россией, странами Прибалтики». Пересечение искусства и дизайна отразилось в идейной составляющей работ. Тем более что отбором представленных на ярмарке финских галерей занимались лучшие местные дизайнеры и архитекторы, что определило участие, например, Galleria Sculptor, которая показала анималистичные конструкции Анти Иммонена, психоделические бюсты пожилых пловцов Анне Месканен-Барман и, по контрасту, невесомые, рисующие тенями скульптуры Капера Муттонена у входа на ярмарку.

Как комментирует TANR Аура Сеиккула, в течение первого дня произведения местных галерей были практически полностью распроданы, среди них, к примеру, китчевые розовые скульптуры-куклы Кати Тукиайнен галереи Saariaho Järvenpää, эстимейт которых начинался с €13 тыс. Или работы из Galleria Contempo с туманными пейзажами Кии Тайген по €3 тыс. каждый. Станковая живопись, интерпретирующая кувшинки Моне, художницы Йоханны Люмме не выходила за пределы €4 тыс. и тоже хорошо покупалась. Финские покупатели хотя и платежеспособны, но действуют скромно, предпочитая прежде всего своих художников. Такими соображениями делились международные участники из Испании, Норвегии, Швеции, Германии, США, которых было большинство — более половины стендов.

ART re.FLEX Gallery
ART re.FLEX Gallery

Наши соотечественники из Петербурга ART re.FLEX и SPBART.COM со сдержанными живописными ландшафтами и декоративными вещами рассказали о небольших продажах, хотя отметили большой потенциал события. Забавляла гостей топорами-скульптурами испанская галерея Espacio Minimo, художник Хуан Луис Мораза заменил их острые лезвия стальными мозгами и глазами.

Шведская галерея GALLERY Lorentzon представила панно из переработанного стекла в духе супрематизма Джонеса Торстенссона около €800 каждое. Помимо главной и образовательной программ, ярмарка ArtHelsinki включала в себя специальную видеопрограмму Moving Image под кураторством Мурата Орозобекова и Эдварда Винклемана. На выходе с ярмарки с гостями прощались причудливые объекты паблик-арта — работы конкурса дизайна KEKO, проводимого Habitare среди художников Высшей школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто.

Если попытаться описать галерейную жизнь финской столицы в целом, можно сказать, что она централизована: все основные, завоевавшие признание площадки находятся в городском центре, в десяти минутах друг от друга, а то и вовсе за углом. Galeria Forsblom представляет отсылающую к Жоржу Матьё станковую живопись Хенриики Марила от €8 до 23 тыс. Туманные, таинственные уголки природы в работах Элины Меренмиес (около €20 тыс.) предлагает Galeria Аnhava. Повернута в стороны science-art и digital галерея AMA, здесь можно увидеть медиахудожников, в частности Риику Керанен и ее инсталляции на экологические темы, на удивление созвучные работам питерских фотохудожников института «Фотодепартамент», в частности «Магнифисент» Юрия Гудкова. Внимание к экологии и природе, естественно, одна из центральных тем для финских художников. В этом плане показательна и прошедшая в Amos Anderson Art Museum выставка медиаарта By Water, отразившая значение моря и воды для северной культуры: одна из звуковых видеоинсталляций исландки Стейнен Гюнлайхсдоттер буквально выкрикивает о себе устами героев-русалок, издающих звуки на манер морских котиков или чаек.

Фотография предоставлена галереей Amos Anderson, из видеоинсталляции Steinunn Gunnlaugsdóttir - A Year of Existential Doubt
Фотография предоставлена галереей Amos Anderson, из видеоинсталляции Steinunn Gunnlaugsdóttir - A Year of Existential Doubt

 Минималистичные фотоработы Санны Каннисто, художницы галереи Helsinki Contemporary — одной из самых больших и влиятельных в Хельсинки, — посвящены природе и растительному миру в самых простых его проявлениях. Работа с природными материалами и внимание к экологии — главная задача художников-резидентов бесплатной программы Helsinki Artist Residency Programme (HIAP) острова Суоменлинна [подать заявку можно здесь], знаменитого морской крепостью Свеаборг и охраняемого ЮНЕСКО.

На острове Суоменлинн
На острове Суоменлинн

Об оживленной жизни на финских островах узнаешь как о сказке: дети встают в пять утра, чтобы отправиться на пароме в школу, а художники в бывших казармах-кампусах начинают работу, вдохновившись видами взморья со скалистых берегов. Здесь в одной из резиденций живет, например, немецкий художник Волф вон Крис, который создает лоскутные панно из одеял, собранных по всему миру, или инсталляции из корабельных тросов.

HIAP также входит в межкультурный проект Frontiers in Retreat, для которого художники семи резиденций (из Исландии, Шотландии, Латвии, Литвы, Сербии, Каталонии, Финляндии) в течение пяти лет будут создавать предметы искусства, посвященные экологии, климатическим изменениям и охране экосистем. Его результаты мы увидим в 2018 году, а за текущими проектами можно следить на сайте www.frontiersinretreat.org.

Инсталляция Чой Чжон Хва
Инсталляция Чой Чжон Хва

Вернувшись на пароме в город, не забудьте заглянуть в главный музей современного искусства Хельсинки — «Киасма». До конца года, помимо фантасмагоричных, жизнерадостных инсталляций корейского художника Чой Чжон Хва, здесь можно будет увидеть выставку 27 финских художников «Из коллекции „Киасма“».

«Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера
«Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера

Экспозиция стремится максимально воздействовать на чувственный опыт. Здесь есть обонятельная скульптура («Вавилон» Кристиана Скиила и Мортена Скривера): из керамических ваз морских оттенков доносятся запахи циветты, амбры и бобровой струи. Источают звуковые вибрации цветы-колонки Брийана Ино, а потолок одного из залов с панорамным видом на примузейную лужайку украшает сценографическая инсталляция Каарины Хаки из пестроцветных рыболовных сетей и склеенных игрушек. Прошлое опредмечено в комнате Каролины Санделлин, где у каждой вещи, например срезанных в юности дредов, есть звук и проектируемое здесь же воспоминание (сравните с русской безысходной «сгоревшей комнатой» Ольги Кройтер). А будущее ссыпано в синюю гору блесток художницы Анны Эстарриолы: 1,75 кг — ровно столько в среднем весит прах человека после кремации.

Инсталляции Каарины Хаки
Инсталляции Каарины Хаки

Тему будущего, как утверждает директор музея Леви Хаапала, в «Киасма» в самой современной ее интерпретации продолжат весной. С переездом в 2001 году коллекции современного искусства из Атенеума в «Киасма» регулярная выставка современного искусства ARS обосновалась здесь же. В 2017 году она пройдет в девятый раз, а ее темой станет глобальная цифровая революция и влияние технологий на самосознание человека.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+