18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самый дорогой из ныне живущих азиатских художников — в петербургском Манеже

В течение двух недель с 13 сентября петербургский выставочный зал «Манеж» целиком отдан китайской живописи в традиционном стиле гохуа. Экспозиция современного художника Цуй Жучжо «Мерцание гладкой яшмы» включает более 200 его работ за последние пять лет.

Родившийся в 1944 году Цуй Жучжо в настоящее время один из самых успешных китайских художников традиционного направления. После того как в прошлом году его работа «Большой заснеженный гористый пейзаж в Цзяннане»  (2013) — восемь листов размером 3х1,5 м каждый — была продана на аукционе в Гонконге за $40 млн, Цуй Жучжо превратился в самого дорогого из ныне живущих азиатских авторов. О художнике, который ранее был мало известен за пределами Китая, заговорили в мире. Популярность и высокие цены аукционных продаж обеспечиваются исключительно азиатским регионом. «Чем сильнее китайская экономика, тем больше моих работ продается», — заявил однажды Цуй Жучжо в интервью. Главный для художника жанр — пейзаж, а поражающие воображение большие размеры не редкость в его творчестве.

В Китае выполненные тушью в традиционном стиле современные работы популярны в качестве подношений официальным лицам и корпорациям. Гохуа, что в переводе означает «наша живопись», — влиятельное направление китайской живописи тушью по рисовой бумаге. Расцвет гохуа как искусства реалистического и индивидуалистического в противовес средневековой условной манере изображения случился на рубеже XIX–ХХ веков. Последние 100 лет гохуа, чья техника продолжает традиции китайского искусства III века до н.э., по-разному взаимодействовало с искусством западным — от французского импрессионизма до советского социалистического реализма. Но все же живопись гохуа сильна своими традициями и мало подвержена влиянию. Конечно, глаз европейца обнаружит на картинах Цуй Жучжо переклички с Джексоном Поллоком или Ансельмом Кифером. Но это сходство обманчиво, хотя на выставке есть работы, не только написанные кистью, но и созданные непосредственно руками: таков один из вариантов живописной техники в гохуа.

Инициатором выставки «Мерцание гладкой яшмы» и ее куратором стал ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский, познакомившийся с художником в 2014 году на выставке Цуй Жучжо в Запретном городе Пекина. После Петербурга картины отправятся в московский Манеж: поддержку выставке оказали Дмитрий Ханкин и галерея «Триумф». То, что в данном случае Петербург задает тон, особо отметил выступивший на вернисаже глава городского управления культуры Константин Сухенко.

Цуй Жучжо в своей речи упомянул имена Репина, Серова, Сурикова. По его словам, мастера реалистической школы XIX века знакомы всякому китайскому художнику и высоко ценятся ими. Художник, проживший 15 лет в Америке, изъяснялся по-китайски, тем самым поддерживая традиционный и консервативный образ. Цуй Жучжо не стремится стать понятнее западной публике и признается, что для понимания его творчества надо прежде всего изучить китайское искусство. Действительно, живописные законы и образный строй гохуа сложно понять европейцу. Чтобы объяснить широкой публике значимость представленных работ, устроители выставки воспользовались рыночными критериями как самыми простыми. Эта выставка — зримое проявление закона больших чисел: если большие форматы и 200 произведений в экспозиции далеко не предел для Цуй Жучжо, то в восприятии европейского зрителя все они сливаются в один поэтичный пейзаж.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+